Женщина в автобусе назвала мой язык мёртвым и я радостно с ней согласилась.
Такая ситуация случилась со мной, когда моя дорогая бабуля повезла меня изучать корни её предков. В течение 3 месяцев мы обошли и объехали всю Башкирию. Я познакомилась с таким количеством родственников, что цифра моих друзей на Фейсбуке сильно загрустила.
Но главное, что со мной произошло – изменение мыслей.
Началось всё с того, что бабушка отказывалась говорить со мной по-русски с самого детства, поэтому мне пришлось учить башкирский в ускоренном режиме. И, конечно, она очень хотела привезти меня на родину, чтобы передать мне все традиционные особенности.
Наступил тот самый момент и я отказалась ехать. Когда тебе 12, провести целое лето в деревнях без интернета и цивилизации – ад.
Но поездка всё таки случилась и оказавшись в Башкирии, а точнее в России, разницы я не ощутила. Сначала меня радовало то, что говорить по-башкирски и в целом находиться в башкирском обществе мне не придётся. Мы провели много времени в городах, где я встретила массу единомышленников, которые тоже были против всего народного.
Они косо смотрели на бабулю, когда она легко переходила на башкирский язык.
Они пытались заставить говорить её по-русски и встречали гневный отпор (думаю им было страшно).
Они полностью саботировали моё погружение в культурную среду.
Но, кто ж знал, что бабушка подготовила ход конём. Так мы оказались в деревне.
В настоящей, где 15 домов на всю округу, а единственный вид связи – залезть повыше на гору. Этот момент спутал все мои мысли и я сдалась, заговорила на родном языке и позволила всему вокруг учить меня жизни.
Башкирия стала самым прекрасным местом на Земле: заколосились поля и горы, кони с овцами теперь казались лучшими друзьями, а поездка на велике в соседнюю деревню приносила больше радости, чем сериальчики в телевизоре.
Погружение прошло успешно, бабуля осталась довольна результатом и мы вернулись в столицу.
И что вы думаете?
Я снова столкнулась с теми, кого поддерживала раньше, только теперь их слова об умирающем языке и тупых традициях задевали меня.
Так, я стала думать.
Думать о том, почему люди легко отказываются от своих корней и пытаются быть не теми, кто они есть.
Конечно, свою долю внёс совок, тогда очень важно было быть советским человеком, который говорит и думает, как все вокруг, но эти времена прошли. И сейчас я наблюдаю массу взрослых подростков, которые пытаются делать вид, что они совсем другие - непохожие на дедушек и бабушек.
Если ты сейчас читаешь мою статью и отрицаешь своё происхождение, то вот, что я могу сказать:
Занимаясь этим, ты лишаешь себя огромного куска самого себя. Ты отказываешься не от своего народа, а от себя и собственной уникальности, того, что делает тебя ценным.