- Порой мы уверены, что сами решаем какой сделать выбор на том или ином этапе жизненного пути. Куда пойти учиться? Какую профессию выбрать? Жениться или повременить… Зачастую эти решения определяют судьбоносную линию дальнейшей жизни.
- До смены караула оставалось часа три-четыре. И надо же было придумать: один из курсантов, Сашка Лемченко, втихаря организовал фотолабораторию. Устроил он её в комнате-сушилке, где в это время ничего не сушили и никто туда не заглядывал.
- Прошло какое-то время. Опять приезжает. Нашёл меня, спрашивает про Лемченко, знаю ли откуда он призвался. Я знал. Это как-то запомнилось, Сашка часто упоминал, что он из Лебедин (Украина) «Так вот начальник отдела кадров вашего училища, - сказал мне капитан, - тоже из Лебедин. Так что выводы делай сам»...
Порой мы уверены, что сами решаем какой сделать выбор на том или ином этапе жизненного пути. Куда пойти учиться? Какую профессию выбрать? Жениться или повременить… Зачастую эти решения определяют судьбоносную линию дальнейшей жизни.
Получив аттестат о среднем образовании, я выбрал будущую профессию, поступив в Орджоникидзевское зенитно-ракетное училище ПВО (ОЗРУ).
Однажды наш взвод был отряжен в караул. Дело обычное. Для второкурсников, даже привычное. Однако этот караул я запомнил на всю оставшуюся жизнь.
Канун экзаменационной сессии. Лето. Погода - тепло и сухо. Всё складывалось как нельзя лучше. Отслужим последний караул, - думали мы, - сдадим экзамены и здравствуй летний отпуск и 3 курс.
До смены караула оставалось часа три-четыре. И надо же было придумать: один из курсантов, Сашка Лемченко, втихаря организовал фотолабораторию. Устроил он её в комнате-сушилке, где в это время ничего не сушили и никто туда не заглядывал.
Начальнику караула, положено было отдыхать – спать в течение четырех часов. Именно в это время Сашка печатал свои фотографии.
В это время в караул с проверкой нагрянул командир нашего курсантского дивизиона подполковник Веницкий С.В. Заходит он в «сушилку», а там горит красный фонарь, в свете которого сидит курсант и увлечённо созерцает процесс проявки очередной фотографии.
Лемченко так увлёкся, что не слышал, как кто-то зашёл к нему в «фотолабораторию»...
К чести командира дивизиона, он не стал устраивать разнос тут же, в карауле. Продолжил работу по своему плану: проверил службу часовых, опросил караульных на знание устава и т.п. Я, кстати, получил тогда благодарность за знание конкретной статьи.
На следующий день комдив объявил Лемченко трое суток ареста с содержанием на гауптвахте. Наказание строгое, редкое для курсанта, но пережить можно.
Гораздо огорчительнее было то, что перед строем Сашке было обещано выпускное распределение в город Мары. Прямым текстом. Напомню, что тогда бытовала пословица: «Есть на свете три дыры: Кушка, Термез и Мары».
…Пролетел еще год учёбы. Сдали госэкзамены. Готовились к выпуску. В кабинете комдива заседала комиссия по распределению выпускников по местам службы.
Отличники имели право выбора. Я шёл вслед за ними. Спросили моё желание. Ответил, что женат, желательно где-то ближе к центру страны. Никаких дисциплинарных «залётов» за мной не числилось, учился на хорошо и отлично... Возражений и вопросов не поступило. Приняли к сведению.
Пришло время получать на руки проездные документы и предписания. Получаю документы, а там… прибыть к 7 сентября, в/ч такая-то, город Мары. Всё поплыло перед глазами. Ладно, я, но жена... как ей сказать!?
Правды мне искать было не у кого. Не из «блатных». В подавленном настроении отправился домой, где на квартире жила супруга. «Обрадовал» её и утешил, как мог. Погоревали и смирились: значит нам выпала судьба такая, подумали мы.
А кто судьбу мою и моей жены вершил, узнал я позже.
Когда уже служил в зенитно-ракетном дивизионе, приехал особист, капитан Воронин, из управы полка. Беседовал, выяснял за какие грехи меня в Мары отправили. Ничего не нашёл, с тем и уехал.
Прошло какое-то время. Опять приезжает. Нашёл меня, спрашивает про Лемченко, знаю ли откуда он призвался. Я знал. Это как-то запомнилось, Сашка часто упоминал, что он из Лебедин (Украина) «Так вот начальник отдела кадров вашего училища, - сказал мне капитан, - тоже из Лебедин. Так что выводы делай сам»...
Воронин проинформировал меня и о том, куда направили Сашку. Оказалось где-то между Ленинградом и Москвой. А в песне поётся: «…мы выбираем, нас выбирают ,как это часто не совпадает…»
Так что тот караул на втором курсе я запомнил на всю жизнь.Получается, что поворот в моей судьбе определило событие, которое произошло год назад.
Что это было? Проведение или субъективная воля конкретного человека? Ведь кадровик, выбрал жертвой меня, зная, что заступиться некому…
Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая служба, попади я между Ленинградом и Москвой. Уверен, что хуже не было бы.
Такая вот грустная история. Неприятный осадок на всю жизнь.