Найти в Дзене
Энергия из отходов

Дороги из пластиковых пакетов, крышек для бутылок и одноразовых стаканчиков

Водители, которые едут из Нью-Дели в соседний Мератх, не подозревают, что под колесами их автомобилей — тонны пластиковых пакетов, крышек для бутылок и одноразовых стаканчиков. Ровная и гладкая дорога на 10% состоит из отходов. Расскажем, где в мире еще можно прокатиться по пластику.

Технологию, по которой сейчас строят всё больше дорог в Индии, разработал Раджагопалан Васудеван — профессор химии одного из инженерных колледжей. Ученый много лет исследует проблему отходов и их повторного использования.

Активные эксперименты с добавлением пластика в гудрон для строительства трасс начали проводить в Индии с 2000 года. И сейчас страна является в этой сфере одним из мировых лидеров. При этом и в части производства пластиковых отходов она находится на одном из первых мест — более 3,3 млн тонн ежегодно. Это и побудило Васудевана попробовать использовать пластик в дорожном строительстве, которое также идет в стране весьма активными темпами.

-2

Процесс несложный и не требует большого количества оборудования. Измельченный пластик рассыпают на щебень и песок, затем нагревают до 170°С. Пластик расплавляется, тонким слоем заполняет пустоты, после чего сверху добавляют нагретый битум, который способствует затвердеванию полотна.

-3

Для подобного использования подходит множество видов пластика — пакеты, одноразовые стаканчики, трудноперерабатываемые многослойные пленки, полиэтилен и полипропиленовая пена. Перед измельчением их не надо сортировать и начисто отмывать. Помимо того, что этот пластик не попадает на свалки, он замедляет износ дорожного полотна и препятствует образованию выбоин. По крайней мере, об этом свидетельствует 10-летний опыт эксплуатации дорог, построенных по такой технологии. Кроме того, экономия при строительстве составляет около 670 долларов за километр дороги.

-4

Ученый бесплатно передал патент на свой метод государству. После этого правительство Индии сделало обязательным использование пластиковых отходов при строительстве дорог возле крупных городов с населением более 500 тыс. человек. Сейчас в стране уже проложено 2,5 тыс. км таких трасс.

Раджагопалан Васудеван, профессор Инженерного колледжа Тиагараджара: «Дорога из пластика и гудрона может выдерживать как большие нагрузки, так и интенсивное движение. Она не подвержена воздействию дождя или стоячей воды».

Подобные проекты начали появляться и в других странах. Например, британская компания MacRebur построила первую такую дорогу в 2019 году в Шотландии, а теперь работает в Эстонии, Словакии и даже ЮАР.

-5

Специалисты компании утверждают, что наличие пластика позволяет полотну лучше переносить изменения температуры. Правительство Великобритании недавно выделило 1,6 млн фунтов на исследования, которые помогут выяснить, как использование пластика в дорожном строительстве поможет предотвратить появление выбоин.

-6

Голландская PlasticRoad вообще отказалась от использования битума. Их покрытие практически полностью состоит из переработанного пластика, с очень тонким слоем минерального заполнителя в верхнем слое. В 2018 году компания построила первую в мире велосипедную дорожку из переработанного пластика. Отходы сортировали, измельчали, очищали и извлекали из них полипропилен. В итоге на каждый метр дорожки приходится более 25 кг переработанного пластика. По сравнению со строительством традиционных дорожек, выбросы углерода сократились

на 50%.

-7

Дорожки спроектированы таким образом, что дождевая вода просачивается сквозь них и стекает через дренажную систему. Однако при этом исключено попадание микропластика в почву — его задерживают специальные фильтры.

-8

Технология использования отходов для дорожного строительства является относительно новой для всего мира. Она набирает популярность, поскольку позволяет не только найти применение пластику (в том числе и не пригодному к другим видам переработки), но делает дороги более прочными и устойчивыми к внешним факторам. А насколько они будут долговечными — станет ясно в будущем, когда пройдет достаточно времени.

По материалам: bbc.com , plasticroad.com , macrebur.com