Этой статья завершит ряд публикаций о французских прецедентах всемирной истории НЕправосудия.
В ней я расскажу о Альфреде Дрейфусе артиллерийском лейтенанте еврейского происхождения.
Именно антисемитские взгляды французов того времени сыграли роковую роль в деле Дрейфуса.
Самым значительным сводом документов и материалов по делу Дрейфуса остается до сих пор «История дела Дрейфуса» в семи томах (1901–11, на французском языке) Жозефа Рейнака.
ДРЕ́ЙФУСА ДЕ́ЛО – прозвучавший на весь мир процесс Альфреда Дрейфуса, еврея, офицера французской армии, привлеченного к суду по ложному обвинению в измене и шпионаже в пользу Германии.
Дрейфус родился в ассимилированной семье богатого эльзасского фабриканта, которая поселилась в Париже после франко-прусской войны (1870).
После окончания политехнической школы (военное училище) он поступил в армию инженером.
В 1889 г. получил чин капитана и в 1892 г. стал служить в Генеральном штабе, где был единственным евреем.
24 сентября 1894 года разведывательное бюро при генеральном штабе доложило военному министру генералу Мерсье, что в выброшенных бумагах германского военного агента в Париже полковника Шварцкоппена найдено бордеро (препроводительная бумага) без числа и подписи, в котором адресат извещался о направлении ему секретных документов.
Бордеро свидетельствовало о том, что шпион имел длительные отношения с Шварцкоппеном и был осведомлен о вещах, которые могли быть известны только офицеру генерального штаба.
Когда стали сравнивать почерк писавшего бордеро с почерками офицеров этой категории, подозрение пало на Дрейфуса.
Всех сразу осенила мысль: шпион – Дрейфус, единственный еврей в штабе.
Раскрытие измены было на руку министру Мерсье, который в связи с рядом неудачных военных мероприятий был крайне скомпрометирован и с тревогой ожидал приближающейся парламентской сессии; он должен был бросить своим противникам голову изменника.
Мерсье распорядился энергично заняться делом Дрейфуса.
Эксперт Гобер пришел к выводу, что бордеро могло быть написано и не Дрейфусом; другой эксперт, Бертильон, нашел, что, исключив предположение об очень ловкой подделке, автором бордеро можно считать именно Дрейфуса.
15 октября Дрейфус был арестован по обвинению в государственной измене.
Майор Патю де-Клям, которому было поручено вести предварительное следствие, представил нейтральный доклад об одинаковой возможности как виновности, так и невиновности подсудимого.
Министр Мерсье оповестил печать о том, что произведен предварительный арест офицера, подозреваемого в выдаче не столь важных, хотя и секретных документов иностранцам.
Такой оборот дела был неприемлем для помощника начальника разведбюро подполковника Анри, который поддерживал дружеские отношения с майором Эстергази, подлинным шпионом-изменником, автором злополучного бордеро, сотрудничавшим с Шварцкоппеном.
Для Анри оправдание Дрейфуса было равносильно началу нового следствия, способного привести к аресту Эстергази и его самого.
Анри решил обезопасить себя ценой гибели невиновного человека, призвав на помощь клерикально-антисемитскую партию.
1 ноября "Libre Parole" Дрюмона первой из парижских газет возвестила о том, что арестованный еврей-изменник офицер Альфред Дрейфус сознался в своем преступлении.
Дело Дрейфуса разбиралось на закрытых заседаниях, доказательства обвинения не были тщательно проверены. 22 декабря 1894 г. суд единогласно признал Дрейфуса виновным в шпионаже и государственной измене и приговорил его к лишению чинов и званий и пожизненной ссылке в Кайенну (Французская Гвиана).
5 января 1895 г. на Марсовом поле в Париже Дрейфус был подвергнут унизительной процедуре разжалования, во время которой он непрерывно восклицал: «Я невиновен!».
После осуждения Дрейфуса его брат Матье Дрейфус, убежденный в невиновности Альфреда, приступил к агитации за пересмотр процесса 1894 года.
Однако все его попытки терпели неудачи: общественное мнение, казалось, совершенно перестало интересоваться этим процессом.
На помощь Матье Дрейфусу вскоре пришли Бернар Лазар и Жозеф Рейнак, евреи, не допускавшие мысли, что Дрейфус мог пренебречь своей блестящей военной карьерой и предаться столь опасному делу: как бы щедро ни оплачивала Германия такого рода услуги.
По просьбе брата осужденного, Матье, писатель Бернар Лазар повел борьбу против приговора.
В ноябре 1896 г. он опубликовал памфлет «Правда о деле Дрейфуса» и разослал его членам сената и общественным деятелям.
В марте 1896 г. французская разведка перехватила письмо Шварцкоппена майору Эстергази, из которого явствовало, что последний является немецким агентом.
Решив не допустить пересмотра дела Дрейфуса, помощник Пикара Анри сфабриковал документ, в котором прямо говорилось об измене «еврея». Пикар был смещен и отправлен служить в Африку, но перед отъездом из Парижа он передал сведения об обнаруженных им фактах друзьям.
Через них об этих фактах узнал вице-председатель сената Шерер-Кестнер, который заявил в сенате, что Дрейфус невиновен, и открыто обвинил Эстергази, однако премьер-министр Ф. Ж. Мелин отказался принять его заявление и пытался скрыть факты, чтобы не подорвать авторитет армии.
В общественном мнении господствовали антиеврейские настроения. Антисемиты проводили демонстрации с криками «да здравствует армия», «долой жидов».
По стране прокатилась волна антисемитских беспорядков.
Предвзятость судей и произвол военного ведомства были настолько неприкрытыми, что вызвали возмущение многих здравомыслящих граждан. 13 января 1898 г.
В газете Ж. Клемансо «Орор» появилось открытое письмо писателя Э. Золя президенту республики Феликсу Фору под заголовком «Я обвиняю!».
Золя обвинял министров, Генеральный штаб, ряд высокопоставленных военных лиц и, наконец, оба военных суда в том, что они сознательно шли на фальсификации, чтобы выгородить изменника Эстергази.
Противники Дрейфуса выдвинули против Золя обвинение в оскорблении французской армии и военного суда. В феврале 1898 г. суд присяжных признал Золя виновным в клевете и приговорил его к году тюрьмы и штрафу в три тысячи франков. После кассации приговора Золя снова был признан виновным и вынужден эмигрировать в Англию.
Дело Дрейфуса стало важнейшим событием общественно-политической жизни страны, вызвавшим яростные споры не только во Франции, но и далеко за ее пределами. Партии, общественные круги и даже семьи раскололись на дрейфусаров и антидрейфусаров.
Первые образовали «Лигу прав человека»; лидер социалистов Ж. Л. Жорес, Ж. Клемансо и Э. Золя возглавили борьбу за реабилитацию Дрейфуса. Клерикально-реакционные круги создали антисемитскую «Лигу французского отечества».
Клерикально-монархические силы в союзе с военщиной угрожали самому существованию Французской республики.
Летом 1898 г. протесты Пикара и других заставили нового военного министра Ж. Г. Кавеньяка назначить пересмотр дела Дрейфуса.
Подлоги Анри были обнаружены; 30 августа 1898 г. он был арестован и на следующий день покончил с собой в тюрьме.
Эстергази бежал в Лондон, где публично признал, что он был автором письма, за которое осудили Дрейфуса.
Общественное мнение стало склоняться в пользу Дрейфуса, и правительство решило потребовать аннулирования приговора и пересмотра дела Дрейфуса в Верховном суде.
На пересмотре дела в Ренне свидетели обвинения (генералы и офицеры армии) придерживались своих прежних показаний о виновности Дрейфуса, хотя Шварцкоппен заявил в печати, что документы он получал через Эстергази, а германское правительство официально подтвердило, что никогда не имело дела с Дрейфусом.
Несмотря на это, 9 сентября 1899 г. военный суд большинством голосов вынес обвинительный приговор Дрейфусу, но, ввиду «смягчающих обстоятельств», приговорил его лишь к десяти годам заключения, из которых пять он уже отбыл.
Дрейфус отказался от апелляции, после чего президент республики Э. Лубе по представлению правительства помиловал его (19 сентября 1899 г.), одновременно дав амнистию всем осужденным по делу Дрейфуса.
В 1903 г. Дрейфус подал кассационную жалобу и потребовал нового расследования, которое закончилось в июле 1906 г.
Апелляционный суд провозгласил, что свидетельства против Дрейфуса были совершенно необоснованными и что для его реабилитации нет необходимости в дальнейшем судебном разбирательстве.
Дрейфус был объявлен невиновным и восстановлен в правах.
Он вернулся в армию, получил звание майора, но вскоре подал в отставку.
В 1908 г., во время перенесения праха Э. Золя в Пантеон, был ранен выстрелами журналиста-антидрейфусара.
Во время Первой мировой войны Дрейфус служил в французской армии и окончил войну в звании подполковника.
Еще до своего оправдания он написал «Письма невиновного» (1898) и книгу мемуаров «Пять лет моей жизни» (1901).
Telegram - канал 👈 👈 👈
Данная статья является личным мнением автора. 👱♂️
✌️ Моя страница в Instagram 📲 👈
Спасибо, что дочитали статью до конца! 👋 👋 👋
👉 Если она оказалась вам полезной , вы можете сказать спасибо Донецкому юристу – поставить лайк 👍 и подписаться на канал 😉
❗️ Больше новостей читайте на канале: 👇
#дрейфус #судебный процесс #Франция #история #анисемитизм #евреи #военные #политика #эмиль золя #фильм шпион и офицер