Мы начинали с 30 000 руб. в кармане, без связей в правительстве и богатеньких родителей. Тогда у нас была небольшая строительная компания на окраине Петербурга и мы еще не знали, во что выльется идея попробовать себя в предпринимательстве.
В 2014 Марк, Юрий и Владислав мечтали о первом миллионе. В то время, сидя в небольшом офисе за 18 тыс. это казалось чем-то недостижимым. Денег кое-как хватало на жизнь, а впереди была пугающая неизвестность.
За 7 лет бренд Mossebo вырос до крупнейшей сети профессиональных студий дизайна интерьера в Евразии. Многомиллионные обороты ежемесячно, более 5000 интерьеров по всему миру: проекты в Париже, Германии, ОАЭ, Нью-Йорке, признание международного сообщества.
Все это было бы невозможным без 5 основных принципов, которыми мы хотим поделиться с тобой. Это выжимка практического опыта. Каждый из принципов лежит в основе успешного бизнеса и сэкономит десятки миллионов рублей на ошибках, которые мы совершили в начале своего пути.
1. Конкуренции нет, если у вас есть методика
Поработав первый год с дизайнерами и ремонтными бригадами было сделано очень много выводов о том, как НЕ нужно организовывать бизнес. Мы до сих пор вспоминаем первого клиента: тогда у нас не было штатного дизайнера, а тот, с которым получилось договориться на словах, взяла предоплату и не доделав работу растворилась через две недели. Разумеется у нас не было никаких договоров и всё это вводило в ужасное состояние стресса.
Только тогда мы поняли, что бизнес - это всегда четкие правила и требования. И их нужно сформулировать путём проб и ошибок. Иначе сроки сорвутся, смета за время работы сотни раз перепишется, а у заказчика не будет никакой уверенности в качестве услуг.
Учиться приходилось на ходу, говорит Марк сооснователь компании MOSSEBO , Когда методичка превысила по размеру пачку листов А4 – мы поняли что у нас на руках бесценный материал, который сэкономил бы нам пару лет, если бы он попал к нам в руки своевременно.
2. Стройте системный бизнес
Большие деньги приходят в момент, когда вы смотрите на бизнес, как на полноценную систему. Вы можете быть крутым специалистом, но такой результат невозможно масштабировать. Это и отличает предпринимателя от работника по найму.
Секрет Mossebo кроется в том, чтобы сосредоточиться на важном, довести ключевые процессы до идеала и расширяться, зная, какие именно действия приносят результат. В начале своего пути мы по неопытности делали всё своими руками, боялись делегировать задачи. Типичная ошибка начинающих: “никто не сделает лучше меня”.
В итоге утром мы могли выехать на объект, по пути в пробке заказывать дизайн сайта и общаться еще с 3 потенциальными заказчиками. Из которых, двое сливались и им нужно было “просто узнать цену”. Разумеется от работы в таком формате ни о каких результатах не могло быть и речи.
Рабочий бизнес нельзя построить в хаосе. Это всегда система. Поэтому следовать стандартам и до буквы выполнять методологию - главное требование для партнеров Mossebo.
В центральной компании мы оцифровываем результаты, проводим сквозную аналитику и берём на себя 90% всех бизнес-процессов: назначение встреч с клиентами, звонки с контролем качества, техническую поддержку и вынесение предписаний. А наши партнёры Mossebo сосредоточены на задачах управления. Такой подход позволяет каждому сосредоточиться на конкретных задачах и дает эффект синергии.
Мы занимаемся рекламой, поиском клиентов, стратегией развития бренда, а партнеры выполняют задачи управленцев. Четко прописывайте задачи для каждого из сотрудников и при малейшей возможности делегируйте рутинную работу. Задача предпринимателя - выстроить рабочую систему, которая приносит деньги и контролировать её. А не выполнять функции специалистов.
3. Надежный бренд = лояльная аудитория
Как оказалось, запустить сезонный бизнес не так сложно. Гораздо сложнее выстроить бренд, который будет из года в год, несмотря на колебания рынка и кризисы стабильно приносить деньги.
За это время мы параллельно пробовали и другие направления для бизнеса: ошибались, тестировали гипотезы и сливали деньги на бесполезные инструменты вроде медийной рекламы в профильных журналах и Яндекс.Директе. Но проблема в том, что так можно получить единичные заказы. Чаще всего это небольшой метраж, по запредельной цене в 5 000 руб. за одну заявку.
И только спустя пару месяцев мы поняли, что никто не хочет работать с неизвестными ребятами, которых первый раз увидели в строчке поисковика. И уж тем более, народ никогда не доверит им крупный объект. Сейчас вспоминаем это время с улыбкой.
Главный вывод: невозможно выстроить бренд, если вы не инвестируете деньги в аккумулирование аудитории вокруг своего продукта. Это важный урок, который мы усвоили вложив более 50 млн. в развитие медиа Mossebo: Instagram, ВКонтакте, Behance, Houzz, Pinterest.
В реальной жизни никого не волнуют публикации в журналах или достижения дизайнера. Для дизайнера важно потешить своё самолюбие и заснуть с короной на голове. Таков рынок. Но вот только для клиентов важно другое.
Сейчас за Mossebo ежемесячно следят более 5 млн. человек. Их вдохновляют работы, они следят за жизнью бренда, задают вопросы в комментариях и личных сообщениях, ежедневно общаются с нами, советуются. И угадайте, к кому обращаться, когда речь заходит о дизайне их дома или ресторана? Все это было бы невозможным, без мощного бренда и лояльности аудитории.
4. Выбирайте направление с высоким средним чеком
До дизайна интерьера мы перепробовали десятки других направлений: привозили свадебные платья из Китая, оказывали услуги по продвижению малого бизнеса, даже пытались заняться инфобизнесом. Пока не поняли неочевидную вещь.
Дизайн интерьера - одна из самых дорогих покупок в жизни человека. А когда средний чек составляет более 100 тыс. руб. с одной сделки вы зарабатываете больше, чем за месяц работы с товаркой. Если хотите больших денег - работайте с большими чеками.
Всё просто.
5. Используйте современные инструменты для маркетинга
Социальные сети - мощнейший драйвер для развития. Многие ограничиваются рекламой у блогеров и в поисковых системах, упуская действительно важные инструменты.
За 7 лет страшно представить, но было потрачено более 10 млн. на тестирование различных гипотез и запуск рекламы казалось бы даже в самых сомнительных площадках: TikTok, Pinterest, онлайн-кинотеатры. Даже запускали рекламу на ресурсах для аудитории 18+, если вы понимаете о чем мы. К слову, безуспешно.
Поэтому, будьте готовы к тому, что сотни тысяч рублей пойдут на тестирование и не принесут вначале никаких результатов. Но этот опыт на самом деле даст вам в разы больше.
В MOSSEBO мы выстроили сложную маркетинговую систему из 10 площадок: TikTok, Instagram, ВКонтакте, Facebook, Pinterest, Behance, HOUZZ, mossebo.studio, CANDELLABRA, YouTube и еще 25 вспомогательных порталов.
И только сейчас, спустя 7 лет, в регионах, где Моссэбо планирует открытие студии – мы даем гарантию клиентопотока. Нашим партнерам не нужно искать клиентов, или выстраивать маркетинговый отдел. Но этот результат был бы невозможным, если бы мы боялись пробовать новые инструменты. В особенности это касается малого бизнеса - ребята не идут дальше очевидных инструментов вроде Инстаграма.
Не бойтесь быть первыми и результаты могут действительно удивить, уверяем вас.