Мвазулу Дьябанза — конголезский активист, выступающий за возвращение украденных произведений искусства на родину. За свои действия он уже получил условный срок и большие штрафы. О том, что заставляет его вновь и вновь выходить в музеи и как на это реагирует общество — в нашем новом материале.
В подростковом возрасте Мвазулу Дьябанза узнал историю жизни своего прадеда, губернатора одной из провинций Конго. В XIX веке колонизаторы забрали у него резную кость, ритуальную шкуру леопарда и медный браслет — символы власти короля страны. Прадед Мвазулу управлял государством в отсутствие монарха. Он стал последним правителем, прежде чем Конго захватили колонизаторы. Услышав о краже артефактов, активист впервые ощутил желание вернуть предметы искусства на свою родину — в Демократическую Республику Конго.
Мвазулу родился и вырос в Киншасе, Заир (теперь — ДРК). Воспитанием занималась мама: именно она рассказывала истории, сформировавшие взгляды активиста. Они не имели ничего общего со сказками: Мвазулу узнал о последствиях колонизаторской политики короля Бельгии Леопольда II . Земли Центральной Африки были богаты природными ресурсами. В конце XIX века в Европе вырос спрос на каучук, из него научились получать резину, а слоновую кость использовали для создания искусственных зубов, подсвечников и клавиш пианино. Цена добычи природных материалов была слишком высока: офицеры убивали детей, насиловали и продавали в рабство женщин. За попытку бежать или отказ от работы офицеры сжигали целые деревни, а за недостачу материалов отрубали руки. С 1895 по 1908 год население Конго сократилось в два раза.
Порабощение и грабеж повлияли на мировоззрение юного Мвазулу. В 2000 году Мвазулу эмигрировал во Францию как политический беженец. Сейчас он живет на две страны — Францию и Того.
Идеалы
Взгляды Мвазулу базируются на концепции репатриации — возвращения предметов искусства в страну происхождения или бывшим собственникам и их наследникам. Как правило, это относится к украденным и древним артефактам.
Дьябанза не стремится изолировать культурные объекты в одном из африканских музеев. Более того, он не против их экспонирования в Европе. Но Мвазулу считает, что сначала артефакты должны вернуться на родину, получить должное юридическое оформление, и лишь тогда их смогут арендовать на законных условиях.
« Музеи виновны в получении украденных вещей. Возможно, они способны деколонизоваться и создать что-то новое. Нынешние эпидемиологические ограничения не дают нам свободно действовать в общественных местах. Но мы должны продолжать восстанавливать наше наследие. Это наши культурные объекты и мы хотим вернуть их наза д » , — сообщает Дьябанза.
Идеалы Мвазулу легли в основу движения « Единство, достоинство, смелость » , которое он возглавляет. Активисты стараются вернуть экспонаты, вывезенные из Африки в колониальный период. Дьябанза объявил о расширении кампании и создал Межкультурный фронт против грабежа. Теперь активисты будут отстаивать интересы коренных народов США, Перу, Индонезии, Филиппин и ряда других стран:
« Мы должны дать право голоса всем этим людям и подтолкнуть их к вступлению в наши ряды — так мы сможем заставить западные правительства вернуть все украденное. Возместить ущерб нужно немедленно и безоговорочно, сохраняя при этом уважение к принимающей стороне. И так должно происходить везде в Европе. Музеи и институты этих стран должны понимать, что мы настроены решительно » .
Методы
Дьябанза, судя по всему, решил, что его призыв должен быть громким, масштабным и прямолинейным, иначе посты в соцсетях или пикеты на улице не получили бы нужный отклик общественности.
Активист пользуется методом « активной дипломатии » . Он предполагает непосредственное решение проблем и выход за рамки правил, не дающих активистам рассказывать правду. Формой протеста активист выбрал публичное изъятие экспонатов из музеев и галерей и прямую трансляцию в ф ейсбуке. Его действия всегда сопровождаются речью о необходимости репатриации и возмещения ущерба пострадавшим: « Мы решили вступить в бой за возвращение украденного из Африки. Мы верим, что первые репарации должны быть социокультурными, чтобы народы Африки смогли примириться с их историей » .
В это же время активист ставит под угрозу целостность произведений искусства. Многим артефактам более ста лет: в музее они хранятся при нужном балансе температур и влажности. Мвазулу нарушает это равновесие, вынося экспонат в руках. Внешне крепкие предметы могут оказаться хрупкими, и тогда даже легкое прикосновение разрушит их структуру.
Активизм
Путь Мвазулу как активиста начался в 2020 году. Утром 12 июня Дьябанза позвонил четырем своим друзьям и предложил встретиться, чтобы обсудить политический вопрос. Мвазулу заявил, что проблема репатриации игнорируется слишком долго и что теперь наступила пора действовать.
Друзья подошли к парижскому Этнографическому музею на набережной Бранли: именно здесь экспонируются и хранятся предметы искусства, которые должны подлежать репатриации, — всего около 70 000 объектов.
Когда Мвазулу переступил порог музея, он почувствовал, будто попал в то самое место, откуда колонизаторы украли предметы искусства. В своем видении Мвазулу услышал крики африканцев, плач детей и возгласы: « Уходите, уходите, оставьте, не трогайте! » В тот момент Мвазулу понял, что он делает это не ради себя, а ради духов тех, кто страдал сто лет назад. Он осознал, что медлить нельзя.
Друзья запустили прямой эфир в фейсбуке. Дьябанза подошел к артефакту из Африки и начал речь о колонизаторах и необходимости репатриации.
Перед активистами стоял коричневый столб более метра в высоту и около 12 сантиметров в ширину, с вырезанными в верхней части головой и лицом. Табличка сбоку гласила, что это погребальный столб. Мвазулу узнал его, потому что такие предметы используются по всей Африке: он видел их и на своих землях. Это не просто надгробие: у столба есть более глубокое значение. Мертвых хоронят и ставят в землю столб — на 8 миллиметров, не глубже. Это символизирует связь человека с землей предков. По словам Мвазулу, колонизаторы украли не просто артефакт, а личность.
Дьябанза перестал говорить, перешел невидимую черту, ограничивающую доступ к экспонатам, осторожно обхватил столб и вместе с другом извлек его из опоры. Одновременно он громко объяснял, что достает этот артефакт, чтобы вернуть его на родину. Голос Мвазулу было слышно по всему музею.
Мвазулу и товарищи беспрепятственно шли вдоль экспонатов, прежде чем охрана музея остановила активистов. До приезда полиции он продолжил декларировать свою позицию: неправильно хранить и выдавать за экспонаты то, что было украдено.
Сотрудник сказал: « Мы — полиция » , на что Мвазулу ответил: « Это хорошо, потому что я хочу заявить о краже. Я хочу, чтобы вы нашли вора этого предмета » . Он пытался апеллировать к совести полиции. Через полчаса они сказали: « Мы понимаем. Но мы должны арестовать вас, потому что есть приказ » .
Согласно музейной этикетке, погребальный столб был подарком французского доктора и исследователя, отправившегося в этнологическую командировку в Африку. Призыв Мвазулу шел вразрез с историей экспоната. Дьябанза получил штраф в 1000 евро за попытку кражи. « Судья четко и ясно сказал, что он понял значимость моей битвы, но выписал штраф в 1000 евро, чтобы воспрепятствовать моим радикальным действиям » , — сказал активист. Он добавил , что планирует подать апелляцию: по его словам, суд просчитался, поставив цель отговорить Мвазулу. В июле 2020 года в Марселе Дьябанза попытался вынести копье из слоновой кости из Музея Африки, Океании и Америки . Суд оправдал его проступок.
Следующая демонстрация прошла 10 сентября в Нидерландах, в музее Африки Берг-ен-Даля. Дьябанза вынес конголезскую погребальную статую прямо на улицу: сотрудники музея не стали оказывать сопротивление, чтобы не нанести вред артефакту. На входе в здание Мвазулу и его друзей уже ждала полиция. Позднее Дьябанза оштрафовали на 250 евро и дали два месяца условного тюремного заключения, включая два года испытательного срока. Мвазулу запретили посещать музеи, но позволили встречаться с их директорами. Музей сообщил, что понимает мотивы, но не одобряет методы активистов.
В последний раз, 22 октября 2020 года, Мвазулу побывал в Лувре. Он попытался вынести фигуру духа-хранителя с острова Флорес в Восточной Индонезии. Ему противостоял другой посетитель музея — мужчина настойчиво просил Мвазулу вернуть артефакт на место. Дьябанза продолжал медленно идти вдоль экспонатов, а на сопротивление посетителя ответил лишь вопросом « Где ваша совесть? ». Музей сообщил, что фигура не пострадала. Дьябанза получил штраф 5000 евро и отсрочку тюремного заключения. Поскольку скульптура принадлежит музею на набережной Бранли и временно экспонируется в Лувре, Мвазулу обязали дополнительно выплатить 2000 евро и этому музею.
Активист Эгунши Бэунзан из Лиги защиты темнокожих африканцев, в которую входит Дьябанза, заявил , что полиция удалила видео прямого эфира из Лувра, хотя в нем содержались доказательства ненасильственного характера происходящего. Ролик действительно недоступен на фейсбуке, но сохранилось видео очевидца. На нем Дьябанза осторожно держит артефакт, но посетитель постоянно прикасается к его руке, убеждая вернуть экспонат на место.
« Сказать, что я не боюсь, значит солгать вам, — написал Мвазулу в своем фейсбуке после ареста в Лувре. — Я собрал все свое мужество, чтобы отстоять права моих предков, которые своим умом и навыками создали эти произведения » . В будущем Дьябанза планирует посетить музеи и галереи Испании, Германии, Португалии, Ватикана и Великобритании.
Некоторые учреждения освещают проблему репатриации. Британский музей признает , что некоторые объекты из Африканской коллекции имеют « сложную историю, включая методы, с помощью которых некоторые коллекции были приобретены, например в ходе войн » . На сайте также сообщается: « Британский музей активно занимается пересмотром истории приобретения таких коллекций и заботится о них с должным уважением, в тесном диалоге с африканскими партнерами » .
Спорна и принадлежность коллекции из 900 произведений искусства Бенинского царства, нынешний юг Нигерии. Она включает экспонаты, которые британские военные украли из Бенин-Сити в 1897 году. Наиболее известны среди них бенинские бронзы, созданные в XVI веке.
« Королевский дворец был сожжен и разрушен , — говорится на сайте музея. — Его святыни и связанные с ними сооружения были разграблены британскими войсками, а тысячи предметов церемониальной ценности были вывезены в Великобританию в качестве официальных « военных трофеев » или распределены между членами экспедиции в соответствии с их рангом » .
В это же время французская коллекция насчитывает как минимум 90 000 объектов, подлежащих репатриации, сообщают в своем исследовании французский историк Бенедикт Сава и сенегальский писатель и ученый Фелвин Сарр. И хотя еще в 2017 году президент Эммануэль Макрон пообещал сосредоточиться на возвращении африканского наследия, сейчас одобрено лишь 26 предметов. Один артефакт, меч западноафриканского мусульманского лидера XIX века Эль-Хадж Омара, вернули на родину, но временно: он по-прежнему юридически принадлежит Франции.
История Мвазулу рано или поздно растворится в бесконечных воспоминаниях, но в следующий раз музейная этикетка « художник неизвестен », вероятно, вызовет у посетителей то же сомнение, что возникло и у автора подкаста The Resistance : были ли это раскопки или артефакт украли у его создателя?