Найти в Дзене
Газпромбанк

Как понять, что вы переплачиваете за коммунальные услуги

Оглавление

Иногда управляющие компании поднимают тарифы на коммунальные услуги незаконно. Как узнать, что вы переплачиваете за ЖКУ, мы выяснили у Александры Тарасовой, судебного юриста по гражданским делам и автора Telegram-канала «Жилищный юрист. ЖКХ понятно».

На что обратить внимание в квитанции?

1. Сумма в графе «Итого» выросла без видимых причин

Что смотрим. Квитанции за последние 2–3 месяца. Если итоговая сумма в квитанции больше установленных тарифов , хотя их должны изменить только через полгода — это повод обратиться в УК. Узнать, когда должны поднять квартплату, сколько стоит вода, газ и электричество, можно на сайте регионального Департамента ЖКХ, на портале ГИС ЖКХ или в управляющей компании.

Это примерная форма квитанции. УК может ее изменить, но графы будут те же
Это примерная форма квитанции. УК может ее изменить, но графы будут те же

Я точно переплачиваю? Необязательно. Цены на услуги могут вырасти и на законных основаниях.

  • Вышел срок поверки счетчиков на воду, газ или электричество. Поверка — это такая экспертиза. Коммунальные службы осматривают счетчик и убеждаются, что он работает как надо и точно передает показания. Сроки поверки устанавливает завод-изготовитель прибора — посмотреть их можно в квитанциях и в паспорте к счетчику.

Первые три месяца после того, как срок выходит, УК считает коммунальные платежи на основе среднемесячных показаний. Если собственник за это время поверку так и не сделает, то платить он будет по нормативам.

Например, в администрации города посчитали, что один человек тратит 6,935 м 3 холодной воды в месяц. Это и есть норматив. Его УК и впишет в квитанцию.

Но это не все. Если в квартире не установлены счетчики (или они есть, но не работают), норматив дополнительно умножат на повышающий коэффициент. В результате вы заплатите за воду в 1,5 раза больше.

  • УК не получила показания за воду, газ или электричество от всех жильцов. Например, общедомовой прибор показал, что всего израсходовали 100 кВт, из них 40 — по индивидуальным показателям, которые в УК сообщили лишь треть собственников. Оставшиеся 60 кВт считаются потраченными на содержание дома. Их умножают на тариф, а итоговую сумму распределяют между жильцам. Если бы показания передали 70% квартировладельцев, то расход электричества на нужды дома стал бы меньше — а вслед за ним и платеж.

2. В квитанции появились новые услуги

Что смотрим. Столбец «Виды услуг» за последние 2–3 месяца. Насторожить должна, например, строчка «Дезинфекция подъезда», за которую УК не может требовать плату. Незаконными могут оказаться счета за домофон, видеонаблюдение или замену почтовых ящиков.

-3

Я точно переплачиваю? Зависит от услуги. В постановлении правительства РФ № 290 от 2013 года утвержден минимальный перечень работ, которые УК должна выполнять. В него входят содержание и ремонт дома и территории, которая принадлежит собственникам. Существуют и дополнительные услуги: домофон, видеонаблюдение, консьерж, шлагбаум. УК включает их в оплату по решению собственников.

В каких случаях возникают переплаты.

  • УК выставляет услугу из минимального перечня отдельной строкой и требует за нее дополнительную плату. Например, отремонтировать крыльцо перед подъездом — прямая обязанность компании. Она должна это сделать за свой счет, даже если услуга не прописана в договоре. Заставлять жильцов оплачивать ремонт крыльца — незаконно.
  • В квитанцию вписали услугу, на которую собственники не давали согласие. Например, «Видеонаблюдение». Услуги нет в минимальном перечне, а значит, она дополнительная. Чтобы ее включили в платежку, собственники должны провести собрание и внести камеры в состав общего имущества. Решение фиксируют в протоколе, который хранит УК. Если жильцы этот вопрос не поднимали и никаких бумаг не подписывали, то компания не имеет права требовать с них оплату. Если собрание было, но вы на него не приходили или были единственным, кто проголосовал против, платить все равно придется. Решение действует для всех собственников. О собрании должен предупредить один из жильцов или УК за 10 дней. Листовку с вопросами, которые будут обсуждать, оставляют в почтовых ящиках или размещают на видном месте — на подъездной двери или в лифте.

3. За некачественную услугу взяли плату в полном объеме

-4

Я точно переплачиваю? Если услуги некачественные, то да.

Помнить об этом стоит даже во время планового ремонта теплосетей. Вода не поступает в квартиры — значит, услуга некачественная. Поэтому ее стоимость должны перерасчитать.

-5

Уверен, что плачу больше положенного. Что можно сделать?

1. Обратиться в управляющую компанию

Что пишем. Претензию на имя руководителя. Просим объяснить, почему вырос платеж, и сделать перерасчет. Обязательно указываем услугу, за которую начислили больше, и прикладываем квитанцию.

Как подать.

  • Заказным письмом.
  • Лично. В этом случае претензию пишут в двух экземплярах: один отдают представителю УК, другой оставляют у себя. Важно проследить, чтобы на экземпляре собственника поставили отметку, что претензия принята.
  • Электронным письмом на адрес управляющей организации. В ответ должны написать, что претензия принята. Или сразу объяснить, почему вырос платеж.
  • Через государственную информационную систему ГИС ЖКХ во вкладке «Написать обращение».

Что должны сделать. В течение 3—10 рабочих дней УК даст письменный ответ о том, как она рассчитывала платеж, какие нормативы и тарифы использовала. Даже если сумма завышена, ее все равно придется оплатить. Зато в следующем месяце компания сделает перерасчет и собственник получит квитанцию, в которой итоговая цифра будет меньше.

2. Если УК отвечает отписками или молчит, нужно обратиться в жилищную инспекцию вашего города.

Что пишем. Претензию о бездействии УК. Просим проверить компанию и обязать ее сделать перерасчет. Прикладываем квитанцию, письменное заявление, которое писали в УК, или распечатываем электронный вариант.

Как подать: заказным или электронным письмом, лично или через государственную информационную систему ГИС ЖКХ на вкладке «Написать обращение».

Что должны сделать. В течение 30 рабочих дней инспекция ответит на претензию и проверит УК. Если деньги начислены незаконно, компания будет обязана сделать перерасчет.

3. Если жилищная инспекция не реагирует, нужно обратиться в прокуратуру.

Что пишем. Претензию о бездействии жилищной инспекции. Прикладываем квитанцию и заявления, которые писали в УК и ГЖИ.

Как подать: заказным или электронным письмом, лично или через государственную информационную систему ГИС ЖКХ на вкладке «Написать обращение».

Что должны сделать. В течение 30 рабочих дней прокуратура ответит на претензию. Если закон нарушен, жилищная инспекция должна будет взять на контроль УК и добиться от нее перерасчета.

Как я могу платить за ЖКУ меньше

  1. Внимательно читайте квитанции, обращайте внимание на размер итоговых сумм и новые услуги. Если считаете, что переплачиваете, попросите УК объяснить, как она делала расчеты.
  2. Изучайте законы, чтобы знать, за что вы обязаны платить. Например, в Постановлении Правительства РФ № 354 четко прописано, на какие услуги делают перерасчеты, а в Распоряжении Правительства РФ № 2827-р указано, насколько вырастут тарифы по ЖКХ в 2021 году.
  3. Узнайте, принадлежите ли вы к льготной категории. Для этого обратитесь в соцзащиту по месту прописки. Многодетным семьям возвращают от 30% оплаты ЖКУ, а ветеранам труда — до 50%.
  4. Узнайте, полагаются ли вам субсидии. Это можно сделать в органах соцзащиты или МФЦ. Например, в Москве субсидию дают семьям, которые тратят на ЖКУ больше 10% дохода.

Льготы и субсидии не означают, что цифры в квитанции изменятся. Соцзащита вернет сэкономленные деньги напрямую вам уже после того, как вы оплатите коммунальные услуги.

Если вы заметили, что квартплату подняли, не спешите жаловаться на УК во все инстанции. Скорее всего, обращения в управляющую компанию будет достаточно, чтобы решить проблему.