2 апреля отмечается День единения народов России и Беларуси – праздник, о существовании которого не знает большинство населения двух стран. Традиционно к нему, как подснежники, начинают вылезать комментарии депутатов и чиновников о том, что скоро будет отменен роуминг между странами и согласуются мистические «дорожные карты». Однако в погоне за хайпом эти союзные деятели забывают о главном договоре между странами: непосредственно о создании самого Союзного государства. Редакция «Бусел» решила заглянуть в уже покрывшийся пылью документ, чтобы понять, что так и осталось словами на бумаге в российско-белорусских отношениях.
ПОДВЕСТИ ПОД СОЮЗНЫЕ СТАТЬИ
Уже с самого начала документа становится понятно, что в нем находится множество поистине сказочных положений. Так, Статья 2 гласит о соблюдении основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права на территории Союзного государства. Как показали события 2020-го и предыдущих годов, написать это было намного проще, чем пытаться реализовать.
То же самое можно сказать о договоренности по проведению согласованной внешней политики. Однако главным моментом, вызывающим вопросы, стал проект Конституции, который так и не был рассмотрен.
В Статье 4 перечислены органы, которые планировалось создать для функционирования конфедерации. Суд и Счетную палату сделать не удалось, остальные органы (Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров) есть, но не выполняют значительную часть своих функций.
Признание наличия политического и идеологического разнообразия, которые упоминаются в Статье 5, также не соответствует реалиям. Ситуация последних лет показала нарушение Статьи 14, согласно которой граждане Союзного государства имеют право на создание союзных общественных объединений. В мечтах осталась и Статья 16, следуя которой, на территории СГ в целях содействия реализации и защиты основных прав и свобод граждан Союзного государства должна быть создана и работать Комиссия по правам человека.
ПАСПОРТОМ ЕДИНЫМ?
Статья 10 открывает большинству населения Беларуси и России страшную тайну о том, что Союзное государство имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности (которые вы вряд ли видели). В качестве герба используются флаги двух стран, а гимн объединения появился только в конце 2018-го, и, судя по его популярности, остался там же. Однако это не всё: Статья 14 подразумевала введение единого паспорта или ID-карты.
Кроме документов, объединять народы двух стран по Статье 13 должна и единая денежная валюта. Денежную эмиссию планировалось осуществлять исключительно единым эмиссионным центром, а введение других валют по договору не допускалось.
Основной функцией союзного эмиссионного центра (Статья 22) должна была стать «защита и обеспечение устойчивости единой денежной единицы, и эту функцию он должен осуществлять, взаимодействуя с другими органами Союзного государства и государственными органами государств-участников». При этом уточнялась, что эмиссионный центр не имеет права предоставлять кредиты органам СГ, а также покупать ценные бумаги при их первичном размещении на рынке.
Статья 23 подразумевала единую политику в области ценообразования, включая вопросы регулирования цен и тарифов. В Союзном государстве также планировалось ввести единый рынок ценных бумаг, который должен был включать их свободное обращение, а также создание органов по эмиссии ценных бумаг и регулированию фондового рынка.
Статья 25 обозначала введение единых ставок рефинансирования и создание общих норм резервных требований к банкам.
Аналогичное единое законодательство, но уже в вопросах обслуживания и погашения внешнего и внутреннего долга, порядка осуществления внешних заимствований и иностранных инвестиций было прописано в Статье 26. Страны-участницы обязались совместно заключать с третьими странами международные договоры по данному вопросу, а затем согласованно принимать на себя обязательства.
Статья 27 подразумевала единые принципы налогообложения, которые не должны зависеть от места нахождения налогоплательщиков на территории двух стран.
Отдельно стоит рассмотреть пункты Статьи 17 об исключительном ведении Союзного государства, которые так и не воплотились в реальность:
- единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
- единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
- объединенные транспортная и энергетическая системы;
- разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств-участников;
- единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
- единое законодательство об иностранных инвестициях;
- международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
- пограничная политика;
- стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;
- статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;
- установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства.
Не удалось разработать и единую торговую политику с третьими странами и союзами (Статья 28), как и объединенные системы транспорта, энергетики, связи и телекоммуникаций. Стоит отметить, что единые рынки энергоносителей планируется запустить уже в формате Евразийского экономического союза на пять стран, но процесс согласования вызывает вопросы о времени их введения.
ВМЕСТО ОБЪЕДИНЕНИЯ ВЫВОДОВ
Посмотрев на это количество пунктов, возникает вполне логичный вопрос: зачем нужен договор, который никто не хочет выполнять? Ответ банален и очевиден: пока высшие власти думали над его реализацией, было создано и принято множество законов и соглашений между странами, которые опирались на этот документ. Отменить их невозможно, т. к. они значимы, переписать отдельно от Договора Союзного государства – лишняя трата денег и времени. Поэтому у Договора о Союзном Государстве достаточно нетривиальная судьба: остаться формальным документом, большинство положений которого реализовано не будет.
«Бусел»