Найти в Дзене

Парк Юрского периода-3. Повествование только для истинных фанатов динозавров и прочих ископаемых

Всем привет!
Продолжаем разговор о кино. О кино самом разнообразном и под новым углом обзора.
Разные жанры, стили, режиссура – у каждого кинозрителя исключительно свои вкусы, и в своих публикациях я полностью отображу всю многоцветную палитру зарубежного и отечественного кино за более чем столетнюю историю его существования.
Здесь будут рассматриваться самые разнообразные фильмы: классика

Всем привет!

Продолжаем разговор о кино. О кино самом разнообразном и под новым углом обзора.

Разные жанры, стили, режиссура – у каждого кинозрителя исключительно свои вкусы, и в своих публикациях я полностью отображу всю многоцветную палитру зарубежного и отечественного кино за более чем столетнюю историю его существования.

Здесь будут рассматриваться самые разнообразные фильмы: классика киноиндустрии, авторское кино, новинки кинопроката и многое-многое другое.

Итак, поехали!

В самом начале своей карьеры Спилберг как можно дольше не показывал на экране зубастую героиню «Челюстей», чтобы зрители успели испугаться уже одних своих представлений об этом чудовище. Однако в «Парке Юрского периода» ему такой фокус не понадобился - воскрешенные динозавры пугали не хуже самых страшных фантазий публики.

Концепция «Парка Юрского периода», так же как и многие другие интересные голливудские идеи, была позаимствована у писателя, в данном случае - у Майкла Край­тона. Как правило, продюсеры обращают внимание на сюжеты, уже нашедшие понима­ние у публики, и книги, успевшие удостоиться наград вроде Пулитцеровской премии. Одна­ко права на «Парк» были куплены еще до того, как роман в 1990 году вышел в свет и завое­вал сердца и кошельки читающей Америки. Почему? Да потому, что Крайтон к тому времени успел зарекомендовать себя как автор «умных» бестселлеров, а идеи «Парка» во многом оказались близки философии Спилберга, которому этот роман и «сосватали».

Обычно создание фильма начинается с написания сценария и подбора актеров. И надо сказать, работа над сценарием велась по всем законам бизнеса, в то время как подбор актеров отступил на второй план перед гораздо более сложной задачей - созданием динозавров и разработкой технологии их оживления.

Одно из наиболее существенных различий между кино и анимацией заключается в том, что кинотех­нологии устаревают с поразительной быстротой, а анимационные - живут десятиле­тиями. Когда классик голливудских спецэффектов Уиллис О'Брайен в 20-е годы разработал приемы покадровой кукольной анимации, впоследствии использовавши­еся в таких фильмах, как «Затерянный мир» (1925) и «Кинг-Конг» (1933), он вряд ли догадывался, что они практически в неизменном виде доживут до начала 90-х.

Однако это было именно так. И западные блокбастеры вроде английского «Миллиона лет до нашей эры», и культовые японские киносериалы «Годзилла» и «Гамера» - все эти картины использовали «квартет О’Брайена»: кукольную анимацию для об­щих планов, фрагменты «в натуральную величину» для крупных планов, актеров в костюмах, если придуманный монстр мог передвигаться на двух лапах, и комбини­рованные съемки, чтобы сшить все вышеперечисленное воедино. У одних мастеров это получалось лучше, у других - хуже, но общая технология была неизменной.

Эти же приемы планировал использовать в своем проекте и Спилберг. Он знал, что студия Industrial Light & Magic его друга и коллеги Джорджа Лукаса ведет разра­ботки в области компьютерной графики, но не придавал этому большого значения.

-2

Однако когда специалисты студии продемонстрировали, на что способны его компьютеры, режиссер был вне себя от радости. Первоначально он планировал поместить в фильм всего одну сцену, созданную с использованием З D -графики, - ту, где по рав­нине мчится целое стадо динозавров. С высоты птичьего полета все равно нельзя было разглядеть мелкие детали, а многочисленность чудищ делала проблематич­ным их оживление с помощью традиционной техники. Но технологии ока­зались способны на большее – можно было создавать реалистично выглядящие круп­ные планы ящеров. В результате практически все эпизоды, в которых динозавры видны во весь рост, были выполнены на компьютере.

Естественно, новые технологии отнюдь не отменяли старые. Прежде чем З D -модели были окончательно созданы и согласованы, предстояло проделать еще массу «руч­ной» работы с моделями из пластика и резины, а также выяснить, как на самом де­ле двигались динозавры - ведь Спилберг не имел в распоряжении собственного парка Юрского периода, чтобы снимать ящеров в реальной среде обитания.

Снятое Спилбергом долгожданное продолжение - «Затерянный мир» - было встречен таким ажиотажем, что по сравне­нию с ним успех «Парка» казался несущественным. Публика ждала чуда и валом ва­лила в кинотеатры. Первый же уикенд окупил все расходы на картину - при бюдже­те в 73 миллиона фильм собрал 92 миллиона.

Тем не менее критики все настойчивее упрекали Спилберга в повторении «Пар­ка». Когда первоначальная эйфория рассеялась, стало ясно, что «Мир» является шагом вперед лишь в отношении спецэффектов - нюанс, понятный только специалистам. Динозавры бегали, прыгали, рычали, наводили ужас - но это все равно была «осетрина не первой свежести». Повторить магию первого знакомства с колоссальными ящерами эта лента оказалась не в силах, а тиранозавры и их «мень­шие братья» не могли похвастаться умом и изобретательностью настоящих кино­злодеев. Бесспорно, картина производила впечатление, но не увлекала.

Тем не менее в Голливуде повторение пройденного - путь не столько к провалу, сколько к успеху. Получив нелестные отзывы в рецензиях, «Затерянный мир» выиг­рал в прокате, собрав по всему миру более 600 миллионов. Спилберг по­нимал, что продолжения обречены на повторение предыдущих ходов, однако сик­вел был неизбежен, как весна после зимы.

Наотрез отказавшись участвовать в третьем «Парке», режиссер всецело отдался своим новым проектам - «Спасению рядового Райана» и «Искусственному разуму».

Такое же пренебрежение к своему детищу выказал и Крайтон, даже не подумавший писать третий том приключений могучих яще­ров. Ушел из проекта и Джефф Голдблум, но запу­щенная машина сиквелов справилась и без них. Место режиссера занял Джо Джонстон, главного героя сыграл пропустив­ший вторую серию Сэм Нил, а три приглашенных сценариста вполне заменили Крайтона.

Как и предсказывали специалисты, «Парк Юрского периода-3» повторил и сюжетную схе­му, и коммерческий успех первых двух частей, собрав в итоге более 200 миллионов, с лихвой окупив 93 миллиона бюджета. Отнюдь не шокирующая удача, но вполне достой­ный результат для сериала, все интересные задумки которого были продемонстриро­ваны еще в первой части. Как говорится, «пять минут позора - и десять тысяч лет счастья». Финансового счастья, разумеется.

Больше всего, правда, от «Парка Юрского периода» выиграли не студия Universal и не Стивен Спилберг - они особенно не нуждались и до 1993 года. Главный бонус достался Крайтону, которого этот проект вывел на совершенно новый уровень сла­вы. В том же 1993-м по его роману был поставлен триллер «Восходящее солн­це», за ним последовал суперпопулярный телесериал «Скорая помощь», далее - «Разоблачение» с Майклом Дугласом и Деми Мур, «Конго», «Смерч», «Сфера». «Тринадцатый во­ин»...

-3

Ни одной потрясающей удачи - надо честно признать, что гарвардские про­фессора были правы, когда сомневались в его литературном призвании. Однако та­лант и коммерческий успех - это не всегда синонимы, и романы Крайтона продол­жают экранизироваться, даже несмотря на то, что в последнее время обычно прова­ливаются в прокате. Такое уж впечатление произвела открытая им в «Парке Юрского периода» золотая жила, что продюсеры до сих пор надеются, что из творимой им словесной руды удастся выплавить еще хотя бы один самородок.

По сюжету, в третьей части палеонтолог Алан Грант (Сэм Нил), ре­шивший было больше никогда в жизни не иметь дела с живыми ящерами, вновь отправляется в их логово. У него кончились деньги, а владелец круп­ной корпорации Пол Кирби (Уильям Х. Мейси) и его супруга Аманда (Теа Леони) предложили вы­годный контракт - воздушную экскурсию над зоной «Б». Как тут было отказаться?

Но богачи оказываются обманщиками, легкая аэропрогулка оборачивается посад­кой и поисками пропавшего на острове юного Эрика Кирби (Тревор Морган), севший са­молет почти сразу же уничтожается дино­заврами... Которые, между прочим, научи­лись общаться между собой!

Вторая часть «Парка Юрского периода» не нашла понимания у критиков (хотя и собрала ошеломляющую сумму в прока­те), и потому Спилберг отдал третью часть в руки режиссера «второго эшелона» Джо Джонстона, уже неоднократно создавав­шего занимательные фантастические лен­ты («Дорогая, я уменьшил детей», «Джуманджи»), адресованные детям и подро­сткам. Этот же трюк Джонстон провернул и в «Парке Юрского периода-3» - ленте бесхитростной, но вполне эффектной.

Сюжет фильма банален и примитивен, за­то динозавры демонстрируются во всей красе - теперь они освоили не только су­шу, но и воду и небо. На смену бывшему царю природы Ти-Рексу пришел Спинозавр, а люди наконец-то поняли, что луч­шая защита - это стремительное бегство.

Актеры демонстрируют сдержанный про­фессионализм: лишь Tea Леони играет действительно плохо, а Уильям Х. Мейси - действительно хорошо. Сценарий, конеч­но, мог бы быть и пооригинальнее, но за­чем диалоги и характеры, когда в картине столько замечательных динозавров?

Подписывайтесь на канал и, как обычно, не забывайте оставлять комментарии со своими замечаниями, предложениями и пожеланиями.

Важно мнение каждого!