Найти тему
КОРАБЕЛ.РУ

Гибридные катера - безопасны и экономичны. Почему же в России им не уделяют должного внимания?

В прошлом году Росморпорт получил два лоцмейстерских катера с гибридной энергоустановкой - они могут работать как от аккумулятора, так и от традиционного двигателя. На первый взгляд , это прогрессивное решение, позволяющее судовладельцу экономить на топливе. Но на деле не все так просто.

Проект ST23WIM-H был разработан конструкторским бюро ГК "Морской Техники", по нему на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе было построено два катера - "Анатолий Климов" и "Виктор Воротыло". Главной особенностью судов проекта является его оснащение гибридной пропульсивной установкой, которая позволяет использовать двигатели внутреннего сгорания в своем оптимальном режиме.

Катер "Виктор Воротыло" проекта ST23WIM-H с гибридной силовой установкой / Корабел.ру
Катер "Виктор Воротыло" проекта ST23WIM-H с гибридной силовой установкой / Корабел.ру

Это были первые катера таких размерений, на которых установлена подобная гибридная установка, позволяющая работать как с помощью ГД, так и на аккумуляторных батареях. Подобный эксперимент был пожеланием заказчика - Росморпорт захотел внести элемент экономии при эксплуатации.

Отличительной чертой судов является то, что при своих малых габаритах, они обильно насыщены оборудованием. И сложность при проектировании заключалась в эргономично размещении техники и механизмов и обоснованной состыковка всех систем.

По сути, гибридность заключается в том, что оборудование позволяет экономить топливо на малых ходах. То есть катер в режиме хода в пять-шесть узлов может эксплуатироваться от заряженных аккумуляторов, без двигателей и, соответственно, без траты топлива. Только на аккумуляторах судно может работать примерно час-полтора. После активируется подзарядка, и катер начинает работу на дизель-генераторе.

Катер "Виктор Воротыло" проекта ST23WIM-H с гибридной силовой установкой
Катер "Виктор Воротыло" проекта ST23WIM-H с гибридной силовой установкой

Но и гибридная установка стоит дополнительных финансовых вложений, ведь даже при наличии дизельной установки сюда добавляются аккумуляторы со всем сопутствующим оборудованием. Цена выходит сопоставимой со стоимостью всей энергоустановки. Лоцманское судно 50-70% времени работы находится в режиме ожидания. Именно поэтому для подобного флота это решение более, чем актуально.

В мире тема гибридных установок развита. Они используются на паромах и пассажирском флоте. Но там есть необходимая инфраструктура - везде размещены станции для зарядки аккумуляторов. Судно возит пассажиров, швартуется и сразу же подключается к береговой сети для зарядки. После этого судно идет дальше до следующей станции, которые присутствуют на промежуточных остановках.

В России же пока все это только в зачатке, хотя городские власти потихоньку начинают думать на эту тему. Ведь это не только экономично при верных эксплуатационных расчетах, но и достаточно экологично, что в последние годы важно для всего мира.