Найти тему
Соседи

Мягкая скульптура

Ольга Кобрина – настоящая волшебница. Только посмотрите на её творение! Кажется, что эти меховые фигурки вот-вот спустятся с полки, чтобы прогуляться. Мы поговорили с мастерицей о её творчестве, о мифологии и о фобии, связанной с куклами.

Добрый день! Расскажи, как тебе пришла идея делать куклы?

Привет! Идея появилась, когда я была маленькой. Тогда я хотела собаку. Папа сделал мне большой подвижный каркас из палочек, чтобы я сшила остальное. Но я так и не доделала, а целый год играла со «скелетиком», зато мечта осталась. Животных я всегда очень любила, их богатый удивительный мир. И вот теперь я могу быть причастной к этому царству красоты, словно ощущая работу Творца.

То есть твоя любовь к творчеству идёт из детства?

Да, в детстве я что-нибудь рисовала постоянно, то на последних страницах школьных тетрадей, то на больших ватманах. Лепила, шила… Я очень любила лошадей. А в 90-е годы выбор игрушек был крайне мал, поэтому, если мне перепадали пластмассовые фигурки деревенских и лесных животных, то я лезвием отрезала всем рога, подправляла морду, тело и из всех делала лошадок. А к ним и сёдла с уздечками. Фантазия работала!

Фото предоставлено: Ольга Кобрина
Фото предоставлено: Ольга Кобрина

А какое хобби было у тебя раньше?

У меня художественное образование. Изначально я занималась графическим дизайном, хотя по специальности художник-монументалист. Затем я решила найти себе хобби и начала валять из шерсти бусы и игрушки. Потом лепила небольшие скульптуры лошадей. Затем портретные куклы. И наконец, когда перешла к меховым созданиям, хобби переросло в работу, только уже на новом уровне.

Ты делаешь фигурки на заказ или для себя?

Я делаю их на заказ, но выбираю самые интересные и не повторяюсь. Мне хочется разнообразить свою работу и находить каждый раз что-то новое. Раз в год делаю кого-то и в свою коллекцию, если появляется такая идея.

Есть куклы, которые ты никогда не продашь?

Да, все, кого я сделала для себя – я не продам и не отдам. Это табу. И дело не в их сложности или простоте, стоимости и уникальности. Это как… не буду говорить, как ребёнок, но как живое существо – взял котёнка, воспитываешь его, растишь, любишь, он твой. И больше ничей.

Фото предоставлено: Ольга Кобрина
Фото предоставлено: Ольга Кобрина

Какие материалы используешь?

Я использую запекаемую полимерную глину, экомех высокого качества, проволочный или пластиковый каркас, стекло для глаз, акриловые краски, лаки и многое другое.

Опиши процесс создания куклы?

Сначала я делаю рисунок в полный размер, чтобы не ошибиться в пропорциях. По рисунку прокладываю проволочный или шарнирный каркас. Леплю и расписываю детали из полимерной глины – голову и лапы. Затем всё скрепляю и плотно обматываю синтепоном, придерживаясь анатомии и рисунка. Наконец, постепенно шью всё тело. А в зависимости от животного это может быть очень сложно – с хитрыми выкройками и вставками разного меха или ткани. Последний этап – тонировка меха при необходимости и доводка мордочки и мелких деталей.

Скажи, а твои поделки относятся к какому-то стилю?

Да, это называется смешанной техникой, скульптурой из меха, мягкой скульптурой. По-английски это, пожалуй, утвердилось в названии «Soft sculpture».

Фото предоставлено: Ольга Кобрина
Фото предоставлено: Ольга Кобрина

Какая из фигурок твоя любимая?

Любимая работа – это андалузский конь Фанданго. Он персонаж моей ролевой сетевой игры, где события описываются и отрисовываются каждый раз. Игра давно ушла в небытие, а конь остался ностальгическим напоминанием.

А какая самая сложная работа?

Что касается самой сложной фигуры, то тоже он, наверное. Потому что я лепила коня из самодельного папье-маше – это трудно, в том числе и физически. А потом шлифовка, пыль, мелкие детали, роспись.

Фото предоставлено: Ольга Кобрина
Фото предоставлено: Ольга Кобрина

Где ты создаёшь свои поделки?

Агата Кристи писала детективы на кухонном столе между тарелок с супом, а я почти так же, на столе в комнате. Мы же помним, что человек красит место, а не наоборот.

Можно ли играть в твои куклы или они только для украшения интерьера?

Прямо-таки играть не рекомендуется, но вот устраивать фотосессии – да. Фигурки подвижны, они гнутся, им можно придавать любые позы. Некоторые мои заказчики берут их во все путешествия. А один человек даже купил отдельное место в поезде для трёх больших персонажей, так как они были ему дороги и должны были разместиться с комфортом.

Многие твои персонажи напоминают мифических существ. Ты увлекаешься мифологией?

Я увлекаюсь древней историей и мифологией, как связанными друг с другом понятиями. Считается, что предания – это отражение реальных событий или зашифрованные представления людей о мире. С этой стороны любая сказка уже и не сказка вовсе.

Фото предоставлено: Ольга Кобрина
Фото предоставлено: Ольга Кобрина

Вся твоя квартира уставлена поделками. Родные разделяют твоё увлечение?

Близкие поддерживают моё творчество, рады за мою реализацию. Муж помогает забирать материалы из магазинов, разминает плотный пластик для лепки.

То есть муж помогает тебе создавать фигурки?

Всё, что касается самого процесса создания, то его я доверить никому не могу. У меня свои критерии создания и в этом я очень придирчивая. Если бы кто-то помог мне и не так, как надо, ему бы пришлось несладко.

Каждая игрушка – это твой дизайн?

Учитывая, что большинство фигурок заказные, игрушки отражают пожелания заказчика. Однако, когда я делаю что-то для себя, я обращаюсь в свой внутренний мир или в мир старинных сказаний. Из интернета образы, конечно, не беру.

Ты делаешь только фигурки животных?

Раньше я делала портретные куклы, но как-то мне это не очень понравилось. С животными у нас сложились более тёплые отношения. А все аксессуары к ним, роспись глазок, амуницию, костюмы, там, где это нужно, я тоже делаю сама вплоть до лепки деталей, имитирующих металл или драгоценные камни.

Фото предоставлено: Ольга Кобрина
Фото предоставлено: Ольга Кобрина

У твоих кукол есть душа, характер?

Заказчики и мои родные говорят, что есть. Думаю, со стороны виднее. Конечно, я придаю каждой фигурке характер и индивидуальность. Это читается на её лице, прежде всего, и во всём образе.

При создании персонажей, ты разговариваешь с ними?

Мой разговор с игрушками может происходить в процессе создания и носит рекомендательный характер – они знают, что им лучше получаться сразу и хорошо. Они делают это в меру своих сил. Но я нежно люблю своих персонажей, конечно же. Поэтому они такие послушные.

Ты веришь в то, что куклы оживают?

Ох, ну нет, на самом деле не верю. Хорошо, что они не оживают!

Ты легко расстаёшься со своими творениями?

Когда я только начинала, отдавать игрушки было тяжело. Очень жалко. А сейчас нет, разлетаются мои птенчики кто куда, я очень этому рада, хозяева в них души не чают, а это очень приятно. Лучшая награда!

Ты занимаешься ещё чем-то, кроме пошива кукол?

Сейчас создание фигурок занимает всё моё время. Конечно, я многим другим интересуюсь, но времени на другое творчество нет. Я и так заставила себя выкроить часик перед сном, чтобы читать. Но на лето я не беру заказы и счастливо совмещаю создание игрушек по собственным идеям с рисованием на пленэре, грядками на даче и медитативным сгребанием листьев. В это время приходят мудрые мысли о ментальной чистоте простых занятий.

Фото предоставлено: Ольга Кобрина
Фото предоставлено: Ольга Кобрина

Где ты черпаешь вдохновение для создания новых героев?

Будильник прозвенел – пора за работу! Чёткость графика в рабочие дни компенсируется приятным разнообразием образов для воплощения. А вдохновение приходит само и касается собственных идей. Оно не спрашивает, когда у меня часы посещения. Поэтому оно само действует, пытает меня. А я в течение года с ним договариваюсь, и, когда приходит время, начинаю спокойно воплощать в сложной личной работе то, что вдохновение мне рассказало.

У некоторых людей есть такая фобия, как боязнь кукол. Тебя никогда не преследовали такие мысли?

Обширная тема для беседы на самом деле. Если коротко – сейчас у меня такого страха нет (остался только перед старинными восковыми куклами в полный рост). Но на заре творчества, при создании портретных кукол, я их относила в другую комнату перед сном. Но на самом деле бояться нечего. Страх у человека в голове и осуществляется только то, во что человек верит. Насколько он в своё сердце допускает добро или зло. Верьте в добро и любовь и зло не будет иметь власти над вами. Я думаю, даже куклы Вуду, которые на самом деле колдуны населяют тёмными духами, не будут иметь силу, если вы не принимаете их. Без воли человека никакое зло не имеет над ним силы. Поэтому куклофобам скажу – немножко побояться можете, для подогрева мистических чувств, если уж очень хочется, но серьёзный трепет не испытывайте. Однако африканские маски дома лучше не хранить – не у всех же сильная вера.