Ректор БелИРО, доктор психологических наук А.А. Бучек рассказала о том, как реализуется региональный проект «Апробация системы поддержки педагогов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями ».
В чем смысл, какова миссия проекта «Апробация системы поддержки педагогов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями»?
Решение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья тесно связано с обеспечением кадровых условий при реализации адаптированных образовательных программ. Одним из базовых условий качественного инклюзивного образования является наличие специалистов с достаточным уровнем подготовки, чтобы выявлять и удовлетворять особые образовательные потребности воспитанников детского сада или школьников. С другой стороны, важна налаженная система поддержки педагогов системы инклюзивного образования, которая начинается с выявления их профессиональных затруднений.
Проект «Апробация системы поддержки педагогов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями» включает в себя комплекс мер, направленных на создание многоуровневой системной помощи педагогам, задействованным в создании специальных образовательных условий для детей с нарушениями развития. Как известно, центральное звено инклюзивной школы – это психолого-педагогический консилиум, в основе работы которого командное взаимодействие специалистов. Миссия нашего проекта состоит в активизации и усилении работы консилиумов, благодаря развитию компетенций сотрудничества у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для этого организуются семинары-практикумы на базе стажировочных площадок, готовится серия вебинаров, организуются курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Кроме того, проект направлен на создание многоуровневой системной помощи педагогам, задействованным в создании специальных образовательных условий для детей с нарушениями развития. Базовым условием качественного инклюзивного образования является наличие специалистов с достаточным уровнем подготовки, чтобы выявлять и удовлетворять особые образовательные потребности воспитанников детского сада или школьников.
Насколько острый кадровый голод испытывает этот сегмент образования? Какие пути насыщения квалифицированными кадрами вы видите?
Ключевая задача проекта – снизить дефицит специалистов дефектологического профиля. Вузы нашего региона не готовят таких специалистов, а потребность в них растёт. Вначале планировалось, что профессиональную переподготовку пройдут порядка 20 олигофренопедагогов и 2 тифлопедагога, но на сегодня от мунипалитетов уже получено 30 заявок на переподготовку по специальности «Дефектология (олигофренопедагогика)» и 6 заявок - по специальности «Тифлопедагогика».
Сотрудники Белгородского института развития образования проанализировали соотношение количества детей с нарушениями развития, посещающих детские сады и школах, и специалистах их сопровождающих. Согласно нормативу Министерства просвещения РФ на 6-12 обучающихся с ОВЗ должна выделяться 1 ставка учителя-дефектолога. Был выявлен катастрофический дефицит кадров в Белгородской области. Так, слабовидящих и слепых детей насчитывается 111 человек, для их сопровождения требуется не менее 9 тифлопедагогов. Детей с ЗПР – 1229 и для сопровождения этой категории необходимо более 100 олигофренопедагогов.
Реализация проекта поможет немного снизить дефицит кадров и частично обеспечит образовательных организаций региона специалистами для качественного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Важным шагом на пути решения этой проблемы станет заключение договоров о целевом обучении студентов с вузами за пределами региона. Как известно подобные договоры предусматривают обязательную отработку не менее 3-х лет по специальности в организациях, которые направляют на учебу – в данном случае в образовательных учреждениях Белгородской области. Думается, в последующем целесообразно открыть специальность «Дефектология (олигофренопедагогика)» в НИУ «БелГУ».
Что такое ресурсный класс? Какие специалисты там работают?
Одним из вариантов организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра является модель «Ресурсный класс/ресурсная группа», которая предполагает постепенную интеграцию детей с нарушениями развития, препятствующими организации обучения в среде сверстников, в образовательную среду школы или детского сада.
В рамках проекта значительное внимание уделяется подготовке кадров для реализации образовательной модели «Ресурсный класс/ресурсная группа», которая предполагает постепенную интеграцию детей с РАС в образовательную среду школы или детского сада. Организация качественных образовательных условий с использованием этой модели предусматривает подготовку команды специалистов со специальным образованием в области дефектологии и прикладного анализа поведения, а также поддержание взаимодействия педагогов, тьюторов и родителей обучающихся с кураторами «Ресурсных классов или ресурсных групп».
В настоящее время заключен договор с десятью специалистами, выполняющими работу по консультированию педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра. Сегодня куратор может сопровождать несколько образовательных организаций, при этом в одном ресурсном классе куратор работает от шести до десяти часов в неделю. Соответственно - на одного куратора должно приходиться не более 3 классов или групп. Из-за дефицита кадров это требование пока не выполняется. В настоящее время требуется 12 кураторов, а на 2021-2022 учебный год потребуется 16! Следует отметить, что проблема подготовки кураторов носит системный характер: должности куратора ресурсного класса или ресурсной группы в квалификационном справочнике нет, требования к уровню подготовки, соответственно, отсутствуют. Нет четкого понимания, где и как их готовить. Как оценить качество оказанных услуг? Решение может быть принято пока только на уровне региона. В рамках проекта запланирована подготовка не менее 12 специалистов до уровня, необходимого куратору ресурсного класса (или ресурсной группы), но эта задача может быть решена только после утверждения на региональном уровне соответствующей нормативной базы.
Что касается тьюторов, сопровождающих детей с расстройством аутистического спектра, то здесь имеются определенные достижения. В 2020 году Белгородским институтом развития образования обучено 186 человек по программе «Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной организации» и 62 человека по программе «Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольной образовательной организации». В 2021 году в рамках текущей деятельности будет подготовлено 30 тьюторов для школьников и 23 для сопровождения дошкольников.
Подготовка специалистов для сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра должна охватывать команду ресурсных классов и групп, включая дефектологов, логопедов и психологов. Это актуальное направление работы, насколько к ней готов коллектив института?
Белгородский институт развития образования уже накопил опыт организации повышения квалификации специалистов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра. Нами получены положительные отзывы не только от педагогов региона, но и от специалистов республики Адыгея.
Если первоначально планировалось обучение педагогов региона в Институте прикладного анализа поведения города Москвы, то в настоящее время от родительской общественности поступил запрос на обучение тьюторов сотрудниками БелИРО с привлечением практикующих кураторов ресурсных классов и ресурсных групп. В ближайших планах реализация курсов повышения квалификации специалистов стажировочных площадок.
Сотрудниками Белгородского института развития образования подготовлено пособие «Методические рекомендации для педагогических работников по психолого-педагогическому сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра» (авторы-составители: А.А. Бучек, доктор психологических наук, ректор ОГАОУ ДПО «БелИРО»; И.В. Возняк, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии ОГАОУ ДПО «БелИРО», методист Белгородского межмуниципального методического центра ОГАОУ ДПО «БелИРО»; О.П. Нагель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии ОГАОУ ДПО «БелИРО»).
Изучен опыт работы инклюзивных школ Санкт-Петербурга. В рамках поездки в Санкт-Петербург, было достигнуто соглашение о сотрудничестве с Академией постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург).
Специалисты нашего института прошли подготовку в области прикладного анализа поведения.