ГГУ (БГВ) – было построено по пандектной системе, т. е. рассмотрению отдельных институтов в нем предшествовала общая часть, составившая первую книгу. Во второй книге излагалось обязательственное право. Последующие книги посвящались вещному, брачно-семейному и наследственному праву.
ГГУ состояло из 2385 параграфов. Несмотря на тяжеловесность языка и насыщенность терминами, оно все же воплощало в себе достижения германской науки гражданского права XIX в. и более или менее полно регулировало почти все стороны поземельных, договорных, семейно-брачных, наследственных, обязательствах и торговых отношений. Развитие торгового оборота и коммерческой деятельности потребовало принятия самостоятельного Торгового кодекса (1861 г.), состоящего из 200 параграфов, и его совершенствования (1897 г.). Причем особенно детально рассматривался порядок образования, деятельности и прекращения товариществ, построенных на акциях.
Уголовное право Германской империи. Выработка единого для Германии уголовного законодательства исходила из интересов буржуазии и юнкерства. В 1871 г. было введено в действие Уголовное уложение Северогерманского союза, которое отличалось относительно высокой юридической техникой, приспособленной для реализации консервативных политических установок правящих кругов Пруссии.
В структуре и содержании УУ проявились следы влияния УК Франции, который в свое время был образцом для УК Пруссии 1851 г. Оно состояло из трех частей, первые две из них посвящены общим вопросам уголовного права: разграничению преступлений, проступков и полицейских нарушений, уголовной ответственности, принципам наказания, покушению, соучастию и т. д.
Третья часть посвящена конкретным видам преступлений и наказаний и выполняла роль особенной части кодекса. Уложение самыми суровыми мерами охраняло политический строй Германской империи, предусматривая суровые наказания за посягательство на особу императора, за попытку насильственного изменения госустройства, порядка престолонаследия, за произнесение речей на собрании, распространение сочинений или изображений, подстрекающих к неподчинению законам или властям, за пропаганду социалистических и коммунистических идей и т. д.
Вместе с тем оно отразило некоторые либеральные тенденции своего времени, сводя на нет смертную казнь, которая применялась лишь в двух случаях: за убийство главы государства и за убийство по заранее обдуманному плану. Законодательство о труде и профсоюзах в Германии. Упорную борьбу за признание своего права на объединение и забастовку вел рабочий класс Германии. В 1869 г. Бисмарк пошел на включение в Германский промышленный устав § 152, который отменил ранее существовавшие запреты рабочих союзов, ставивших своей целью улучшение условий труда и повышение заработной платы. Но в уставе были оговорки, предусматривающие право свободного выхода из рабочей коалиции, причем законодатель поощрял тем самым штрейкбрехеров, которых использовала буржуазия для подрыва единства рабочих.
Законодательные нормы о труде появились в Германии сначала в праве отдельных государств. Общегерманское законодательство 1891 – 1909 гг. запретило труд женщин на подземных работах, предусмотрело четырехнедельный послеродовой отпуск, ограничило продолжительность рабочего дня сначала 11, затем 10 часами на предприятиях с числом рабочих более 10 человек. В 1891 г. было запрещено использовать в промышленном производстве труд детей моложе 13 лет.
В последней трети XIX в. в Германии были введены законы о частичном страховании рабочих в случае болезни, от несчастных случаев, по старости и инвалидности, хотя размер пособий был незначителен. В целом законодательство о труде, как и вся буржуазная правовая система, в течение XIX и в начале XX вв. под влиянием меняющихся общественных условий и прежде всего под влиянием растущего рабочего и общедемократического движения претерпело значительные изменения и приобрело новые социальные черты.
Объединение Германии потребовало и унификации действующего права. Германия под воздействием законодательства Наполеона пошла по пути-кодификации своего права.
В 1876 г. было создано, а в 1900 г. вступило в действие Германское гражданское уложение (ГГУ) - кодификация гражданского права. В значительной мере оно базируется на римском праве. Кодекс построен по так называемой "пандектной" системе. Первая книга кодекса содержит общие для всех институтов нормы. Вторая книга рассматривает обязательства, третья - вещное право, четвертая - семейное и пятая книга - наследственное право.
Отличительной чертой ГГУ является признание в качестве субъекта гражданского права юридического лица, но он не определяет правоспособность юридических лиц. Вещное право, согласно ГГУ, делит все вещи на земельные участки и движимые вещи, к последним относится все, что не является земельным участком и его принадлежностью, прочно связанной с землей.
Выделяется целый ряд вещных прав: право собственности - владение, пользование чужими вещами (земельные сервитута, узуфрукт, право застройки), право на получение известной ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека и др.), право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты и т.п.).
Наиболее распространенным способом возникновения обязательств ГГУ признает договор. Фиксируются принцип свободы договора, условия заключения и расторжения договора. В семейном праве единственной формой брака является гражданский брак. Брачный возраст устанавливался для мужчин с 21 года, для женщин с 16 лет. Развод допускался, но по строго определенному перечню оснований. Имущественные отношения определялись брачным договором, хотя закон предусматривает возможность раздельного права собственности на имущество. Наследование могло быть по закону или завещанию.
В принципе признавалась свобода завещания, но законные наследники могли требовать выделения обязательной доли. В число наследников по закону входили все родственники. Уголовное право регулировалось составленным в 1870 г. Уголовным уложением Северогерманского союза. Уложение подразделяло все преступления на 3 категории:
1) собственно преступления,
2) проступки и
3) полицейские нарушения.
Применение смертной казни в мирное время предусматривалось лишь в двух случаях: убийство главы государства и убийство по заранее составленному плану. Кроме смертной казни среди наказаний предусматривались тюремное заключение, арест, ограничение в правах, штраф.
Уголовный процесс строился на принципах состязательности, независимости следственного судьи от прокурора и допущении защиты на стадии предварительного следствия. В суде действовал принцип свободной оценки доказательств.