Найти тему

Бьет – значит 116 ст. УК РФ

Пермский фотограф Егор Гладких запустил благотворительный проект #21чаепитие. Он делает снимки и беседует с людьми, которые занимаются благотворительной, волонтёрской и общественной деятельностью. Одной из героинь проекта стала Мария Лысачкова – юрист пермской благотворительной организации «Территория семьи»:

Наш разговор с Машей – юридическим консультантом благотворительной организации «Территория семьи» — получился очень объемным и познавательным. Например, я не знал, что в 2017 году статья «Побои» была частично декриминализирована и теперь впервые совершенные семейные побои считаются не уголовным преступлением, а проступком.

Какой процент положительных разрешенных дел для жертвы? Ответ поверг в шок: практически каждое заявление оборачивается административным наказанием в размере 5000 рублей. Чтобы насилие в отношении члена семьи стало уголовным, нужно совершить данное правонарушение повторно в течение года. То есть, если человек совершил подобное правонарушение повторно через год или больше, он попадет опять всего лишь под административное наказание.

Зачастую полицейские, кому достается подобное дело, звонят заявителю и спрашивают, не передумала ли жертва забирать заявление. Абсурд, казалось бы, но при этом есть люди, которые отзывают заявление через день-два, потому что партнер якобы признал, что был не прав, начал снова ухаживать, дарить цветы и т.д. На фоне тотальной разрухи в отношениях эти жесты становятся лучиком надежды на светлое будущее и заявления забирают.

Мне всегда казалось, что работать в благотворительной организации — значит иметь стальные нервы: видеть огромные проблемы, в которых есть риски здоровью и жизни людей – тяжелая работа. И на вопросы об эмоциональном состоянии, Маша отвечает просто: «Эмпатия может сыграть злую шутку». Какая бы тяжелая ситуация ни была, Маша всегда старается возвращать людей в русло четкого описания проблемы. Если эмоционально пропускать через себя все проблемы людей, можно свихнуться. Сейчас Маша начала обращаться за помощью к специалистам по социальному сопровождению: они кратко излагают суть проблемы, что существенно экономит время для грамотного составления документов.

В Англии ещё недавно существовало правило «большого пальца», говорящее, что муж имеет право бить жену палкой, если палка та не шире по диаметру, чем его большой палец. (Сейчас выражение rule of thumb значит «базовое правило», «негласная инструкция».) Есть ли современные параметры, когда побои официально считаются побоями? Насколько сильно избиваемому разрешено защищаться?

Если кратко, то есть статья 116 УК РФ. Побои. К ней относятся случаи, когда причиняется физическая боль, но при этом нет последствий, указанный в ст. 115 УК РФ (кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности).

Что касается допустимого уровня самообороны: «размеры» нападения и защиты должны быть одинаковыми, но если кажется, что человек полез в карман и может вытащить оттуда пистолет или нож, можно действовать зеркально. Однако, грань безумно тонкая: если переступить черту, вместо жертвы можно стать обвиняемым. Большинство женщин, которые сидят в колониях, защищались от партнера. В итоге партнер на свободе, а они под стражей. Нет методички «Как защищаться».

Но что же делать жертвам абьюза? Один из вариантов – обратиться в «Территорию семьи» – организацию, в которой предоставят психологическую, юридическую и другую необходимую помощь, в том числе временное место проживания.

Автор текста и фото: Егор Гладких, проект #21чаепитие.

#Пермь #Благотворительность #ТерриторияСемьи #ЖертвыНасилия #Помощь #Юрист #Фотограф #Инициатива