Возможно, я сильно припозднилась со своей статьей, но я , как примерная девочка, сначала посмотрела черно-белую экранизацию 1968 года, потом прослушала аудиозапись романа Шишкова, все четыре части по 11 часов.
И только после этого приступила к просмотру нового драматического сериала "Угрюм-река" Юрия Мороза, не забывая читать все комментарии к сериалу. И решила не писать статью, пока не увижу последнюю серию. Ибо сериал - это весьма вольная интерпретация событий, происходящих в романе, с появлением новых сюжетных ходов, бесследным исчезновением старых, и даже появлением новых героев.
Мне было интересно, каким образом создатели сериала закончат свое творение. И была права. Такого финала стоило подождать!
Прилетел метеорит и все! Метеорит? Вы серьезно? Прохор проклял землю и людей и тут же на его голову упал метеорит! Извините за спойлер, но удержаться просто невозможно.
С самого начала просмотра я решила не сравнивать сериал с романом и его черно-белой версией. Просто смотреть сериал, забыв все, что видела, слышала и читала раньше. Благодаря этому решению я смогла просмотреть все 16 серий.
Надо сказать, что у сериала все-таки есть достоинства.
1. Красивейшие сибирские пейзажи. Вряд ли я когда-нибудь поеду в Сибирь или в джунгли или в пустыню, поэтому красивая природа в кино для меня всегда является важной составляющей.
2. Музыкальное оформление, особенно когда начинают звучать этнические нотки.
3. Худо-бедно огромное количество народа познакомили с классикой. Сколько людей, таких как я, бросились пересматривать старый черно-белый фильм? А ведь до выхода сериала у меня и в мыслях не было.
Как бы не ругали сериал, но современная молодежь скорее посмотрит его, чем будет читать роман Шишкова. Увы и ах! Ушли безвозвратно те времена.
А теперь о самом любимом - о недостатках.
Я хоть не Станиславский, но мне все время хотелось кричать: "Не верю!" Вот нам сообщили, что действие происходит в 1896 году в сибирском селе Медведево. Но сквозь декорации, костюмы и игру актеров упорно проступает 21 век.
Как яркий пример сказанного - поведение Тани (актриса Василиса Измайлова). Кто смотрел, тот помнит, как она среди бела дня на глазах у всей деревни отправилась на свидание с Прохором. В реальной жизни Таня рисковала получить от отца вожжами после таких поступков и таких разговоров.
Дородная кухарка Варвара Никитична, по которой вздыхал Ибрагим (актер Юрий Миронцев) превратилась в субтильную болтливую девицу.
Тунгусский шаман Германча оказался крещенным в православие и пировал на новоселье у Петра Даниловича.
Еще больше меня поразил цыганский хор на новоселье, неизвестно как оказавшийся в глухом сибирском селе.
А еще Нина Яковлевна за рулем автомобиля.
Короче говоря, все смешалось: клюква, водка, медведи, балалайки и цыгане.
Самый главный недостаток сериала - Прохор и Анфиса.
Анфиса в исполнении Юлии Пересильд - это фиаско. Она красивая. Но глядя на суетливую, вертлявую, истеричную да еще и пьющую бабенку, только диву даешься: чего все мужики с ума посходили?
К тому же создатели сериала придумали ей связь с бандой Фильки Шкворня (актер Виталий Кищенко), сделали из неё наводчицу, шантажистку и вымогательницу. Опустили бабенку ниже некуда.
Бесконечно пустая особа хочет плотских утех и богатства, страдает от того, что разбогатеть не получается, мается от безделья и скуки.
Так уж получилось, что образ Нины Куприяновой получился у Софьи Эрнст интереснее и богаче и в моральном плане и в физическом. Наряды, прически, манеры - точное попадание в образ жены богатого сибирского золотопромышленника.
Многие писали о плохой игре супруги Эрнста. А что вы хотели? Раньше принято было скрывать эмоции и чувства при посторонних. Это у простолюдинки Анфисы все на показ. Поэтому Нина Яковлевна и ходит весь сериал с застывшим лицом.
Что же, ей при посторонних людях руки заламывать и рыдать? Тот мечтательный целеустремленный юноша, которого она полюбила, у неё на глазах превращается в жестокого самодура с манией величия. Рушится её семейная жизнь, рушится дело Прохора. Он вот-вот потеряет все. Нина из последних сил пытается противостоять мужу, сохранить хотя бы свое приданое.
Тут еще Протасов требует от неё невозможного: хочет, чтобы она отказалась от своего богатства.
По моему, Нина держится очень достойно.
Прохор (актер Александр Горбатов) должен был стать центром сериала, его самой значимой фигурой, а вместо этого стал каким-то посмешищем в длинных балахонах. Истерический тип с алкогольной и кокаиновой зависимостью, чуть что бегущий разговаривать с трупом тунгусской шаманки.
Куда делось широкое историческое полотно о покорении Прохором сибирских просторов, о классовой борьбе, о жизни тунгусов?
Не показан мучительный путь Громова Прохора от обещаний хорошо платить рабочим, строить им теплые светлые дома до человека, приказавшего стрелять по безоружным с женщинами и детьми. Где его внутренняя борьба, его мании, фобии, его бред и галлюцинации?
Все свелось к любовным похождениям главных героев. В череде постельных сцен даже Нина не избежала адюльтера, что совершенно противоречит её образу.
Стоит ли смотреть? Кто не читал роман и не видел старую экранизацию, тому я бы посоветовала посмотреть. Все равно, по сравнению с той дрянью, которой нас пичкает современное телевидение, этот сериал достаточно яркое событие.
Приятного просмотра!
***