Найти в Дзене
Кусочек Литника

Расширенная ответственность производителя и новые требования с 2022

СОДЕРЖАНИЕ:

o Предпосылки к изменениям

o Основные положения новой концепции РОП

o Противники новой концепции

ПРЕДПОСЫЛКИ К ИЗМЕНЕНИЯМ

В 1990 году в отчете Министерства окружающей среды Швеции впервые упоминается термин «расширенной ответственности производителя» (РОП). В скором времени он принимает конкретную форму и определение: «стратегия защиты окружающей среды, направленная на достижение экологической цели по снижению общего воздействия продукта на окружающую среду путем возложения на производителя продукта ответственности за цикл жизни продукта и особенно за его возврат, переработку и окончательную утилизацию».

Теперь механизм РОП используется во всем мире, в различных вариациях (единой системы нет). С 2015 года он действует и в России, войдя в Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998. Согласно ему, производитель и импортёр товаров обязаны утилизировать отходы произведенной или ввезенной ими на территорию страны продукции. Для производителей (импортёров) товаров и упаковки устанавливается обязанность самостоятельно обеспечивать норматив утилизации и переработки . Либо они должны будут уплачивать экологический сбор.

Сам норматив утилизации колеблется от 15 до 45% отходов, смотря что за вид товаров.

Некоторые компании объединяются в ассоциации для совместной централизованной реализации РОП, другие занимаются этим вопросом самостоятельно или предоставляют его решение компании-переработчику, путем заключения договора (производитель поставляет сырье переработчику, переработчик обеспечивает обратную документацию по переработке). В противном случае, за невыполнение норм утилизации, взымался экологический сбор.
Также, за несколько лет, некоторые компании в России успешно проводили собственные экологические проекты.

Но по факту, многие компании уклоняются от выполнения РОП и экологических обязательств различными путями (вернее сказать, большинство компаний, судя по отчетам Министерства природных ресурсов и экологии России).
В целом, проблема роста мусорных полигонов в России увеличивается. Индустрия развита недостаточно.

-2

И вот, в декабре 2020 года правительством РФ разработан документ с новой концепцией РОП, которая должна быть полностью реализована в стране с 2022 года. Мнения о ее принятии сильно разделились. Поэтому, компания Мировое оборудование подготовила список основных нововведений РОП и определим, к каким самым важным изменениям необходимо быть готовым.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ РОП

Документ, разработанный по поручению Президента России, утвердила Заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко. Его утверждению предшествовал многосторонний и разноформатный диалог около 40 представителей профильных ведомств, ассоциаций товаропроизводителей и компаний, занятых в сфере обращения с отходами, на площадке специально созданной рабочей группы.

Заключительное заседание по созданию новой концепции расширенной ответственности производителей (РОП) Виктория Абрамченко провела 21 декабря 2020 года отвечать за утилизацию и переработку упаковки товаров будет производитель, так как именно он отвечает за изготовление, состав и дизайн упаковки.

Новая РОП будет относится только к: производителям, импортерам и утилизаторам. Концепция утверждена 28 декабря 2021 года.

«Расширенная ответственность производителя действовала более четырех лет и показала полную экологическую и экономическую стагнацию: в стране массово не появились мощности по переработке отходов, население фактически полностью оплачивает утилизацию отходов, предприятия не заинтересованы в использовании более экологичных материалов. Поэтому государством определяются новые правила, которые будут стимулировать утилизацию отходов в соответствии с национальными целями развития, установленными главой государства».
Виктория Абрамченко.

«Мы поддерживаем концептуальные изменения, предложенные Правительством. Ответственность за утилизацию упаковки должна быть реализована именно производителями товаров, которые являются заказчиками упаковки и влияют на её характеристики, в том числе в пользу экологичности. А благодаря цифровизации администрирование РОП не создаст предпосылок для административных барьеров на бизнес. В то же время очень важно сохранить механизм ассоциаций, коллективной ответственности, при установлении Правительством критериев, которым объединения должны будут соответствовать».
Член правления РСПП Игорь Нечаев.

«Платить за утилизацию упаковки должен бизнес. Производителям товара нужно подумать о создании более компактной и легкоперерабатываемой упаковки, о вовлечении максимального количества вторичного сырья в производство, чтобы минимизировать свои расходы за сбор и утилизацию отходов».
Министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов.


В новой РОП закреплено создание
системы целевых показателей по группам отходов. Главной задачей целевых показателей являетсяопределение уровня утилизации отходов.

На данный момент целевые показатели будут определены для следующих групп товаров : упаковка товаров; электронная и бытовая техника, батареи и аккумуляторы, шины, нефтепродукты (масла).

В соответствии с новой версией, к субъектам РОП относятся исключительно: производители и импортеры товаров (в том числе товаров в упаковке); утилизаторы (субъекты, использующие вторичные материальные ресурсы в качестве сырья для производства товаров и упаковки).

РОП предусматривает следующие варианты реализации

  • Самостоятельная утилизация на собственных производственных мощностях
  • Осуществление утилизации по договору с утилизатором;
  • Уплата экологического сбора.
  • При этом организация ассоциаций не запрещается.

Также предлагается создание механизма, позволяющего соотнести вид товара/упаковки товара с определенными видами/группами отходов, для целей упрощения учёта их утилизации в рамках выполнения обязательств в рамках РОП.

Для импортируемых товаров предусмотрена разработка гарантийного механизма. Требование по обеспечению обязательств импортера товара предполагаемо будет возникать до реализации товара. Концепция предполагает установление гарантийного механизма вне зависимости от способа исполнения РОП.

Концепция предусматривает повышение нормативов утилизации для всех товаров (кроме упаковки) не менее, чем на 10 процентных пунктов в год .

Обновленная Концепция предусматривает следующие специальные условия для субъектов малого и среднего бизнеса с незначительным объемом произведенных товаров:

  • установление фиксированного размера экологического сбора;
  • упрощённые требования в части предоставления отчетности.

Чем менее «экологичным» является товар или упаковка, тем больше ставка сбора.

С 1 января 2022 года предполагается установить ответственность за утилизацию упаковки в размере, равном количеству упаковки, выпущенной в оборот (100%).

Планируется ввести дополнительные категории отдельных товаров и упаковки и установить запреты на производство товаров и упаковки при невозможности их полной утилизации.
Новая РОП предусматривает дальнейшую утилизацию отходов упаковки без возможности зачета за счет других видов отходов.

Предполагается установить подачу отчетности РОП не реже 2 раз в год . Отчетным периодом будет признаваться полугодие, следующее за полугодием производства товара или его ввоза на территорию РФ. Отчетность обязательно должна быть скопирована в электронном виде.

РОП закрепляет возможность перевода информационной отчетности в исключительно электронную форму.

Определен момент возникновения обязанности исполнить требования РОП:

  • для производителей – момент выпуска товаров, упаковки в оборот;
  • для импортеров – момент пересечения товарами границы РФ.

Меры по стимулированию утилизации отходов от использования товаров и упаковки.:

  • введение прямой обязанности использовать упаковку, созданную с использованием определенной доли вторичного сырья
  • недопустимость зачета требований по утилизации трудноперерабатываемых отходов за счет смежных групп перерабатываемых отходов.

Положения Концепции предусматривают обновление механизма расчета экологического сбора. Предполагается установить расчет экологического сбора исходя из двойного норматива утилизации .

В случае невыполнения норматива, экологический сбор рассчитывается исходя из разницы между нормативом и фактически достигнутым объемом утилизации, увеличенной
в два раза .

Также внесен ряд незначительных поправок в законодательство. В концепции указано дальнейшее создание информационной системы по реализации РОП, в которой будет прописан порядок реализации РОП и ее нюансы.

Видео: переработка вторсырья в полипропиленовые гранулы

ПРОТИВНИКИ НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ

Против переноса ответственности на производителей упаковки уже неоднократно выступали профильные ведомства – Минэкономразвития, Минпромторг, Минприроды, Минсельхоз, а также РСПП и объединения предпринимателей потребительского рынка – АКОРТ, «Союзмолоко», Национальная мясная ассоциация, Рыбный союз и другие, а также
большинство представителей бизнес-сообщества.

В первую очередь, многие считают, что изменения приведут лишь к дополнительному сбору денег в бюджет и не сильно помогут в утилизации отходов и решении «мусорной» проблемы. Ни в одной стране в мире нет 100% утилизации. Это требует больших мощностей, которых в РФ пока недостаточно. Поэтому многие производители будут просто платить экологический сбор за недовыполнение норм утилизации, что может привести к росту цен на продукты для потребителей, хоть при обсуждении изменений указывалось обратное. Идеей было снять денежную нагрузку с населения. К тому же, рост общих нормативов утилизации на десятки процентов в год некоторые признают слишком большим и невозможным для реализации.
Представители отраслевых ассоциаций считают, что корректировка механизма РОП лишит компании стимулов к развитию индустрии по раздельному сбору и переработке отходов.

Подводя итог, можно сказать, что новая концепция была встречена не особо тепло, ввиду своей радикальности и чрезмерной (даже слишком) амбициозности. Многие считают новую РОП исключительно механизмом пополнения бюджета. Тем не менее, внесения изменений необходимо. Мусорные полигоны - очень большая проблема, и производители, действительно, нуждаются в стимуле к переработке. Данная область промышленности развита слабо и требует больших инвестиций. Вопрос лишь в том, как себя покажут конкретно данные изменения или, следовало выбрать иной, плавный подход.

-3