Фрагмент картины " Рождение Венеры "
В нумерологии об имени Симонетта говорится, что женщина носительницы этого имени обладает устойчивой жизненной позицией и уверенностью в будущем. На картине перед нами молодая женщина по имени Симонетта Веспучче и будущее у нее действительно оказалась уверенным и прекрасным, несмотря на очень короткую жизнь девушки.
Симонетта Веспуччи считалось первой красавицей флорентийского ренессанса. В 1469 году к власти во Флоренции приходит Лоренцо Медичи, покровитель искусств и наук . Собравший вокруг себя талантливых людей , прозванный за дела свои Лоренцо Великолепный.
Лоренцо Медичи
При нем Флоренция становится центром культурной жизни, сюда стекаются все художники, архитектор, музыканты, поэты и писатели. В этом маленьком городе жизнь бьет ключом, постоянно проводятся пышные празднества, рыцарские турниры, карнавалы, маскарады и театральные постановки.
И в этом цветущим городе празднике, появляется наша героиня. Симонетта Веспуччи, родилась в 1453 году в семье крупных торговцев катанию в Генуе в 16 лет она была выдана замуж за своего ровесника Марка Веспуччи ,который был двоюродным братом известного флорентийского путешественника и мореплавателя Америго Веспуччи давшего имя Америке.
Америго Веспуччи и Марко Веспуччи(справа)
Есть версия, что семья Катания из-за каких-то внутренних распрей была изгнана из Генуи и детства Симонетта правила на вилле принадлежащей родителям в Порта Венере.
Находясь в изгнании, семья Катания пользовалась гостеприимством флорентийца Перо Веспуччи, отца будущего жениха. Перо Веспуччи отправил сына в Геную изучать устройство знаменитого банка Сан Джорджо, прокуратором которого был его будущий тесть Гаспар и Катанию.
банка Сан Джорджо, сохранился до наших дней ,практически без изменений.
Брак молодых людей был заключен не по любви молодоженов и поспешность этого брака сводилась к обоюдной пользе для их семей. Симонетта воспитанная в послушании, в почитание семейных традиций отличалась коротким и спокойным характером, молодожены отправились жить на родину жениха Флоренцию и перед Симонеттой открылся новый мир красок, событий, праздников изумительных произведений искусства. Мир где все дышит любовью, вдохновением красотой.
Их приезд совпал с началом правления Лоренцо Великолепного и его брата Джулиана
Джулиано Медии
Эти два брата такие разные во всем гармонично дополняли друг друга. Старший брат Лоренцо Медичи некрасивый от природы, был очень умен, прекрасный организатор, дипломат щедрый меценат, тонкий знаток искусства, талантливый поэт.
Его младший брат Джулиано напротив был очень хорош собой, стройный ,ловкий , всегда принимал участие в рыцарских турнирах, во всех празднествах был обаятельной и приветливый, он никогда не вмешивался в дела правления брата. Во всем соглашался с ним, ценил его деловую хватку.
Братья приняли молодых супругов у себя во дворце, организовали в их честь роскошный пир. Затем прошел еще ряд праздников и пышных торжеств, куда молодые супруги тоже были приглашены и о Симонетте заговорил весь город.
Ее красота, добродушный взгляд, удивительная грация в каждом движении приковывали к себе взоры, а во взглядах братьев Медичи можно было прочитать обожание и восхищение молодой девушкой.
Быть влюбленным, иметь прекрасную даму сердца было модно во Флоренции того времени, как правило такая любовь была лишь платонической, возвышенной, это было похоже на прекрасную игру.
Лоренцо Медичи был женат и кроме того у него уже была дама сердца Лукреция Донатти, который он посвящал свои стихи и тем не менее он не мог не оценить удивительно обаятельную красоту Симонеты и не посвятить ей свои поэтические творения.
потртрет Лукреции Донатти
А вот между Джулиан и Симонетой вспыхнула взаимная симпатия, сразу же после первой встречи и Симонетта осталось прекрасной дамой его сердца навсегда. У Джулиана была такая способность нравится всем, он был любимцем всего города и за ним закрепилась имя принц юности. Джулиана участвовал во всех светских праздниках и блистал на рыцарских турнирах. Турниры служили для демонстрации величия власти Медичи ,такой эффект достигался благодаря богатому оформлению, где щедро использовались драгоценные камни и блеск золота и серебра.
В 1475 году во Флоренции был устроен рыцарский турнир, названный турнир Джулиано, он был устроен по случаю успешного заключения дипломатического союза между Миланом, Венеции и Флоренции.
На Джулиано лежала большая ответственность победить, перед ним ехал оруженосец с флагом на которой была изображена Симонетта в белом платье в виде Минервы- Афины Паллады, богини-покровительницы мира, городов, ума сноровки, изобретательности и надпись " Несравненная ""
При такой моральной поддержке, конечно же Джулиано победил. Симонетта была провозглашена королевой турнира и перед всей Флоренции дамой сердца Джулиано.
Придворный поэт и друг Лоренцо Медичи, Анджела Палициано и так написал о Симонете; простая и невинная дама, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу. Среди других исключительных даров природы, она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все кто сводил с ней близкое знакомство или же те кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом ее привязанности. Не было ни единой женщины завидовавшей ей и все настолько хвалили ее, что это казалось вещью необыкновенной.
Так много мужчин любили ее без возбуждения и ревности ,и так много дам восхваляли и без злобы .
Симонетта Веспуччи умерла через год после знаменательного турнира Джулиано, 26 апреля 1476 года от чахотки, ей было всего 23 года.Весь город вышел проститься Симонетой.
Лоренцо Медичи так писал о ее похоронах; с не покрытым лицом несли ее из дома до склепа, и много слез она заставила пролить тех, кто видел ее. Она внушала сострадание, но также и восхищение ибо в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни и считали непревзойденной. В ее облике явилась истина слов Петрарки ; прекрасна смерть на лике всем прекрасном.
Семонетта похоронена в семейной капелле Веспуччи во Флоренции
Спустя ровно два года, день в день 26 апреля погиб Джулиано Медичи. Не все были довольны правлением династии Медичи. Франческо ди пацы и и Якопо Пацци представители знатного флорентийского рода организовали заговор против братьев, Во время служения литургии в храме Санта-Мария-Дель-Фьоре, когда Лоренц и и Джулиана преклонили колени перед святыми дарами, убийцы стоявший рядом и ожидавший этого момента по плану заговора напали на них с кинжалами.
Есть версия, а может быть это легенда что Джулиано заслонил собой брата и это помогло Лоренцо спастись. Франческо Пацци наносил Джулиано настолько сильные удары, что в ослеплении сам себе довольно сильно поранил ногу, сначала он ударил Джулиано по голове тяжёлым предметом, а затем нанес 19 ножевых ранений. Смерть Джулиано-- принца юности потрясла весь город и конечно же на похоронах все вспоминали его даму сердца, прекрасную Симанету ангела Флоренции и судачили о странным мистическом совпадения их смертей в один и тот же день, с разницей в два года .
Но был человек который прошел незаметной тенью по жизни златокудрой красавицы Симонетты, именно благодаря ему мы можем созерцать ее прекрасный образ, именно он продлил память о ней на века.
Это художник близкий к семье Медичи, друг Джулиано, .Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, но всемирно известен он не по своему настоящему имени, а по прозвищу Ботичелли ,прилепившись к нему по наследству от старшего брата Джованни бывшего толстячком, а Ботичелли в переводе значит бочонок, хотя при этом сам Сандро был высоким и стройным.
Его семья жила по соседству семейством Веспуччи, именно кто-то из Веспуччи рекомендовал художникам влиятельным флорентийским гражданам. Года наибольшей творческой продуктивности художника его самых знаменитых и вдохновенных работ тесно связаны с двором Лоренцо Медичи, на многих его картинах мы видим одну и ту же девушку, одни и те же черты лица и это прекрасная Симонетта
Сандро Ботичелли любил Джулиана Медичи и как и многие горожане воосхищался его домой сердце Симонеттой, эта пара стала почти легендой для Флорентийцев, но по всей видимости Сандро не просто любовался красотой девушки, а тайно любил ее и в своих работах он воспевает ее красоту и и кроткий ангельский характер, она стала его путеводной звездой, его вдохновением.
При жизни Симонеты Ботичелли написала ее только один раз на штандарте для турнира Джулиано, который к сожалению не сохранился и у нас нет возможности сравнить его с последующими работами Ботичелли писавшим ее образ по памяти.
Сандро Боттичелли – Паллада и Кентавр, фрагмент
1482-83
Симонетта никогда не позировала Сандро, но как настоящий художник он обладал фотографической памятью на лица, на его работах мы видим спокойную нежную девушку с золотыми волосами причудливо уложенными в красивую прическу с выбритым по моде того времени высоким лбомб ,с точеными чертами лица, с печальным глубоким взглядом, как бы при чувствующим свой близкий уход.
Ботичелли писался Симонетту в образах богинь, мадонн, флор, Венер тем самым подчеркивая ее не досягаемость, восхваляя и любуюсь ее красотой одна из самых величайших его картин " Весна "
Когда Ботичелли писал картину " Весна " он заперся в мастерской, не отвечал на стук в дверь и на записки друзей, приходил работать вместе с зарей, уходил затемно. Он глядел на белую ветку черешни в амфоре и вспоминал прекрасную Симонетту Веспуччи.
Чудесный знакомый и таинственный мир притворялся у него в сердце картина " Весна " поэтична и музыкальна прекрасная, таинственный апельсиновая роща в которой растут благоухающие удивительные цветы наполнена мифологическими персонажами.
Здесь и Бог ветра Зевс и нимфа Хворис превращающаяся в Флору, и богиня любви Венера ее спутник Амур, и три грации, и Бог торговли Меркурий, и в каждой из героинь картины мы видим прекрасную Сима нетту ,а в образе Меркурия узнаем черты Джулианом Медичи. Все персонажи взаимосвязаны, но при этом каждый как бы живет своей отдельной жизнью.
Можно часами любоваться картиной, разглядывая каждую малейшую деталь и размышлять .Завораживают струящиеся линии складок одежды, ноги стоящие на земле и одновременно парящие в воздухе.
Эти волшебные удивительные цветы, вся композиция картины весь этот сказочный проявленный мир Ботичелли.
Не менее известно и картины Ботичелли " Рождение Венеры" подгоняемая ветром обнажённая богиня плывет к берегу стоя в раковине, а на берегу ее встречает нимфа Ура с цветочным покрывалом, чтобы накинуть его на Венеру, бог ветра Зевс в объятьях своей супруги Флорес, создает нежные потоки ветра с помощью прекрасных роз. Золотые волосы Венеры вслед за розами попадают в поток воздуха и красиво развиваются по ветру, лицо Венеры нам уже удивительно знакомо и прекрасно, оно больше похоже на лицо мадонны.
Художник передает не только внешнюю красоту героини, ее лицо освещается внутренней красотой, чистота, печаль, бездонная глубина глаз, готовность прощать и любить. По мнению современников Ботичелли был немного странным человеком, он не стремился не к богатству, не к славе, не обзавелся семьей жил в мире своих фантазий и образов, его искусство и стало для него жизнью, но случилось так что однажды Ботичелли изменил своему созданному миру в котором ему было комфортно, в котором он горел вдохновением и любовью.
Во Флоренции появился монах по имени Савонарола, который обличал пороки и преступления власть имущих ,но и отвергал всю культуру ренессанса, он был врагом Медичи и врагом папы, за ним шли толпы приверженцев. На короткое время он стал истинным хозяином Флоренции, по его приказу сжигали на кострах книги и произведения искусства. Впечатлительный Сандро Ботичелли стал свидетелем пламенных речей Савонаролы ,он как будто ослепленный стал ревностным его почитателем, есть даже сведения что он нес на костер собственные картины.
В 1498 году Савонарола был схвачен обвинен в ереси и приговорён к смерти, эти события глубоко потрясли Ботичелли его работы потеряли прежнюю поэтичность и радость жизни, в них все больше мрачности и одиночество, такой пример его работы "Покинутая "
Одежды на ступенях как будто сброшенные крылья вдохновения художника Ботичелли, все больше и больше во всем разочаровывается и постепенно нищает, последние четыре года жизни художник ничего не пишет и живет в бедности.
Сандро Ботичелли скончался на шестьдесят шестом году жизни в 1510 году и был похоронен по его просьбе рядом с Симонетт Веспуччи. В церкви Оньисанти.