Два молодых писателя, сойдя с поезда, к своему удивлению на пустынной привокзальной площади обнаружили, наряду с несколькими скучавшими от безделья извозчиками, подлинную диковинку - натуральный таксомотор! В провинции такси тогда ещё было большой редкостью! Подошли, познакомились, разговорились. Увидели, как сейчас принято говорить, "прикольные" рекламные таблички на ярославском ландолёте (типа "Вожу дёшево, быстро и удобно", трансформировавшееся в легендарное "Эх, прокачу").
То был сентябрь 1929 года. Начинающие писатели, журналисты - Илья Ильф и Евгений Петров. Место действия - площадь перед Московским вокзалом в Ярославле (современная площадь Подвойского). Первый ярославский таксист - Иосиф (он же - Йозеф, он же - Осип) Карлович Сагассер, ставший прообразом знаменитого литературного героя - водителя "Антилопы Гну" из "Золотого телёнка" - Адама Казимировича Козлевича!
Таким образом, итогом командировки в Ярославль стали не только ценные дневниковые записи, не только фельетон "Ярославль перед штуромом", но и найденный прототип литературного персонажа.
Кстати, польские корни литературного Козлевича на первый взгляд разрушают гипотезу о Сагассере - первообразе. Ведь последний был чехом из Австро-Венгерской империи. НО! Переселяться на восток из Чехии Иосиф Сагассер стал в начале Первой мировой войны под натиском кайзеровской агрессии, и последнее его место работы перед переселением в Ярославль в 1916 году - варшавские автомастерские! Получается, что переселился он всё-таки с территории современной Польши. Да и возраст литературного и настоящего таксиста - за 50 лет - совпадает!
А вот откуда родом был Иосиф Карлович Сагассер - недавно мне удалось это выяснить, получив от чешских коллег-историков интереснейшую информацию о происхождении легендарного ярославского таксиста!
Поселение Sagas (см. отметку на карте под абзацем), откуда предки нашего героя переселились в Чехию, находится в современной Каринтии - это южная часть современной Австрии. Корень родового имени Sagasser связан именно с австрийским поселением Sagas. Скорее всего, И.К. Сагассер был потомком дровосеков из альпийской колонизации чешских Крконошей XVI века.
Представителей рода Сагассер в горной области Восточные Крконоше (Исполиновы горы, часть Судет) было довольно много вплоть до 1945 года.
Йозеф Сагассер (сын Карела Сагассера) родился 07 октября 1875 - узнаём мы из метрических записей деревни Либрантице (документ прилагается).
Карл, отец Иосифа, был внебрачным сыном Эмилии Сагассер из Пардубиц. Скорее всего, она принадлежит к потомкам семьи Сагассер, покинувших Крконоше в течение XVIII века. Члены крконошских семей, так же как и деревенских семей из других горных областей, часто мигрировали. Чаще всего жители долины р. Упы уходили в окрестности города Лазне Белоград (причиной был один и тот же владелец имения – род Айхельбург).
После издания императором Иосифом II патента об отмене крепостного права в 1781 году местные жители разошлись по всей прилегающей к Крконошам области (чаще всего - Нова Пака, Милетин, Пецка) и Восточной Чехии.
В Ярославле Иосиф Сагассер провёл более 20 лет своей бурной жизни: с 1916 по 1938 гг. Он пережил потрясения 1917 года и "дни ярославской Помпеи" в июле 1918-го, лишения периода военного коммунизма и, наконец, в годы НЭПа запустил свой стартап - автопрокат, то есть первое частное городское такси в Ярославле! Весёлый нрав, открытый характер, острый язык - всё это помогало в бизнесе (у него было 2 авто), но в годы большого террора ... повлекло за собой обвинение в шпионаже по пресловутой 58-й статье. 10 лет без права переписки он не выдержал. Скончался И.К. Сагассер в Сиблаге в октябре 1943 года на 69-м году жизни.
Увы, в полюбившемся ему Ярославле уцелело мало мест, хранящих память о первом таксисте. Живы Привокзальная (она же-площадь Подвойского) и Театральная площади (она же -площадь Волкова) - места его дежурного паркинга, но утрачен его дом и гараж на ул. Малая Пролетарская (бывшая Малая Феодоровская)... А как было бы здорово, если бы гостей города встречал хотя бы небольшой памятник Сагассеру-Козлевичу в собственном автомобиле, пусть и в одном из привычных кинообразов! В Ярославле так не хватает городской скульптуры подобного рода! Да и историческая память будет возвращаться через эти детали к самим ярославцам!