Год назад в Москве объявили режим самоизоляции — к этому моменту коронавирус гулял по планете уже несколько месяцев. Города мира реагировали на это по-разному: одни воспользовались пандемией для развития велотранспорта, а другие все профукали.
Недавно Streetblog решил сравнить, как ответил на пандемию Нью-Йорк в сравнении с другими крупнейшими городами мира. На фоне Парижа, Милана или Боготы главный город США выглядит бледно. Авторы Streetblog явно разочарованы. Но только лишь потому, что они еще не знают, что все это время происходило в Москве. Восполним пробел — сравним Москву с Нью-Йорком и другими городами мира. Только, чур, не плакать.
МАРТ
В Боготе спешно организуют 84 км велодорожек, чтобы сотрудники жизненно важных предприятий, могли безопасно передвигаться по городу в условиях нарастающей пандемии.
В Нью-Йорке все гораздо скромнее. Мэр Билл де Блазио решает закрыть для машин 2,5 км улиц в четырех разных местах. Эксперимент не то чтобы удачный: мэра критикуют за то, что за гуляющими надзирают толпы полицейских, а сами перекрытия происходят в благополучных районах, где и есть места для прогулок. Выходить на улицу ради спорта и свежего воздуха нью-йоркцам в целом не возбраняется.
В Москву пандемия приходит на несколько недель позже, чем в Европу и Америку, но события развиваются быстро: 5 марта мэр Сергей Собянин вводит режим повышенной готовности, а с 26 закрываются магазины и сфера обслуживания, за исключением жизненно важных предприятий. Велосипедных мастерских и магазинов в этом перечне нет. Также закрываются парки , через которые пролегают многие популярные веломаршруты.
АПРЕЛЬ
Мэрия Милана обещает организовать 35 км новых велодорог в рамках программы «Открытые улицы». И почти сразу приступает к работам — новая велополоса на центральной Корсо Буэнос-Айрес заработает уже к началу мая.
Тем временем в Нью-Йорке сокращают расходы, срезая финансирование у Vision Zero и программы по улучшению автобусных маршрутов. Из хороших новостей: под давлением городского совета мэр обещает расширить программу «Открытые улицы» до 160 км — их будут перекрывать для машин, чтобы людям было, где погулять.
В Москве начинается всеобщая самоизоляция. Для выхода из дома нужен пропуск , но получить его для поездки на велосипеде не так-то просто — только после обращения активистов мэрия объясняет, как именно это делается.
10 апреля досрочно открывается прокат «Велобайк». Но пока могут воспользоваться только курьеры и волонтеры, помогающие запертым по домам москвичам. По непонятным причинам пользование прокатом недоступно даже медикам.
МАЙ
Города мира соревнуются, кто из них велосипедней. Париж обещает отдать велосипедистам 50 км автомобильных полос, сделать пешеходными тридцать улиц (по большей части — вокруг школ) и закрыть для машин улицу Риволи. В Мехико собираются организовать 50 км временных велополос, а в Монреале — целых 300 км. Мэр Лондона Садик Хан замышляет транспортную реформу; ожидается, что благодаря ей лондонцы будут проезжать на велосипедах в десять раз больше, чем до пришествия ковида.
Участие Нью-Йорка в этой гонке пока довольно скромное — там организуют всего 15 км временных велополос. В целом ездить по городу на велосипеде по-прежнему опасно. В мае городская Администрация объявляет, что не будет финансировать законопроект, по которому водителей, повторно пойманных за нарушение скорости или проезд на красный, будут отправлять на пересдачу прав. При этом число таких нарушений на полупустых улицах активно растёт.
В Москве наблюдается аналогичная картина: ДТП стало меньше, но их тяжесть выросла вдвое. Глава дептранса Максим Ликсутов даёт интервью изданию «Нож» , из которого следует, что мэрия рассчитывает на скорое возвращение людей в общественный транспорт и никакой велосипедизации не планирует.
ИЮНЬ
В Мельбурне автомобильные парковки превращаются в велополосы. Лондонский велопрокат получает 1700 новых велосипедов, а в Париже на второй срок переизбирается Анн Идальго с программой «пятнадцатиминутного города», в котором пешеходы и велосипедисты играют ключевую роль.
В Нью-Йорке открываются рестораны, но обслуживать посетителей можно только за уличными столиками. Де Блазио анонсирует 32 км автобусных выделенок — это в три раза меньше, чем просило городское транспортное агентство (к концу года будет построено и того меньше). Также мэр увеличивает протяженность временных велополос еще на 15 км.
В Москве с 1 июня велобайк становится доступен всем желающим, а 9 июня неожиданно снимают режим самоизоляции. Максим Ликсутов публикует колонку в которой призывает изменить статус кво в сфере транспорта. Он пишет, что если в результате пандемии люди начнут ездить на частных автомобилях еще активней, то город ждут пробки и убытки (впоследствии эта колонка исчезнет с сайта департамента). Чтобы изменить транспортные привычки москвичей, организован сбор заявок на улучшения вело- и пешеходной инфраструктуры.
ИЮЛЬ
Пандемия не время отступила, города, преуспевшие в создании экстренной инфраструктуры, активно пользуются этими достижениями.
Мэр де Блазио расширяет программу, в рамках которой проезжую часть закрывают для машин и отдают под летние веранды ресторанов — кормить людей в помещении по-прежнему нельзя.
В Москве тем временем идет битва за полосу на Лесной — несколько лет назад при благоустройстве ее, что называется, заложили в геометрию, но так и не нарисовали. И вот теперь, когда дептранс решил достать проект из-под сукна, часть жителей района и муниципальных депутатов горячо протестуют, предвещая транспортный коллапс. Дептранс от диалога с жителями уклоняется — велополоса появляется без всяких консультаций и попыток наладить диалог.
АВГУСТ
В других странах месяц был настолько скуп на события, что в календаре Streetblog его вообще пропустили. Другое дело Москва: дептранс проснулся и тоже решил сделать временную инфраструктуру. Мэрия анонсирует велополосы на Малой Дмитровке, Большой Ордынке и Большой Полянке, в Каретном ряду, Газетном переулке и Большом Москворецком мосту. Последняя так никогда и не появится, видимо, ФСО не разлешила. Еще одна полоса внезапно возникает на Большой Ордынке — в данном случае инициатором выступает проект “Пробок.нет”.
Большая часть этих полос реально появляется ближе к концу месяца. И если за рубежом под временной инфраструктурой имеется в виду быстровозводимые дорожки, удовлетворяющие запрос без потери времени на капитальное строительство, то в Москве это понятие трактуют буквально. Временные — значит до конца теплого сезона.
СЕНТЯБРЬ
Эксперт предупреждают мэра де Блазио, что если его администрация не поспешит развернуть в городе связную сеть велоинфраструктуры и автобусных полос, город ждет “кармагедон” — рост автобилепользования, которое он просто не сможет переварить. Нечто подобное уже происходит в Москве — автомобилей на улице уже на 6-7% больше, чем год назад. Люди, опасаются заражения и не рискуют сесть в общественный транспорт, а альтернативы им не предложили.
ОКТЯБРЬ
Мэр Нью-Йорка признает, что план создания автобусных провалился — вместо обещанных 32 км до конца года успеют сделать максимум 27. А в Москве пока тишь да гладь: теплая осень, пандемия снова набирает обороты, как и пробки, но пока никто особо не волнуется.
НОЯБРЬ
Мэр Парижа Анн Идальго анонсирует снижение скорости машин до 30 км/ч практически по всему городу. Похожие инициативы есть и в других европейских городах.
А в Москве заканчивается “велосезон”. Проработавший до 30 ноября велопрокат консервируют на зиму, а мэрия объявляет о демонтаже временных велополос. При этом бум велодоставки, начавшийся в первые месяцы пандемии, не утихает — даже с наступлением холодов на улицах полно велокурьеров.
ДЕКАБРЬ
На Нью-Йорк обрушивается снегопад, и мэрия вынуждена признать, что не имеет инструментария, чтоб поддерживать велоинфраструктурe в рабочем состоянии — при том, что желающих ездить по городу на велосипеде с приходом зимы сильно меньше не стало.
В Москве обсуждают бюджет на ближайшие два года. Депутат Дарья Беседина предлагает незначительно сократить расходы на закупку реагентов и пустить сэкономленные деньги на строительство велодорожек, но большинство отклоняет эту инициативу.
Собственно, строить в ближайшие годы ничего и не планируют. Пока неофициально, но в департаменте транспорта зреет идея перевода велоинфраструктуры на сезонный режим — велополосы будт рисовать по весне и стирать осенью. Тем временем пробки продолжают расти — 25 декабря они достигнут рекордных значений. А в начале 2021 года компания TomTom публикует очередной рейтинг городов с самыми большими пробками, в котором Москва займет первое место.
Понятно, что декабрем 2020 ни пандемия, ни усилия по создания велоинфрастуктуры не закончились. Так что продолжение следует.
Источник информации о Нью-Йорке и других городах мира — Streetblog .