Писатель В. Быков размышляет над вопросом – в чем заключается искусство изображения жизни в годы войны.
Автор раскрывает его на примере самой важной исторической страницы ХХ века – Великой Отечественной войны.
Искусство писателя заключается в том, чтобы донести до читателя все страницы пережитого каждым участником войны, их индивидуальные воспоминания: и о том, «как… догоняли, хотели убить, но промахнулись», и о том, «как…награждали орденом». Донести до читателя все горестные и радостные впечатления, которыми жили люди, чувства, которые испытывало военное поколение, - этого требует от писателей историческая память.
Искусство изображения военной жизни проявляется и в выборе героя. Писатель признается, что ему как читателю интереснее судьба солдата в окопе, нежели судьба удачливого маршала.
Оба момента в размышлениях автора - правдивое описание самых сокровенных переживаний всех, кого затронула война, и выбор истинных героев - связаны и доказывают, что именно в этом и заключается искусство изображения жизни в годы испытаний.
Правдивое отражение самого переломного момента в истории нашей страны всегда было приоритетом для В. Быкова как участника войны. Настоящий писатель, по его мнению, будет доносить до читателей истинные события и подвиги простых людей.
Я согласна с автором по поводу изображения жизни и приведу пример о книгах Бориса Васильева, который тоже был участником войны. Он оставил россиянам удивительные произведения о войне. В повести «А зори здесь тихие» автор отразил горестный факт участия женщин в войне, которая нарушила их мечты, их жизнь. Гибель девушек-зенитчиц не оставляет равнодушным поколения молодых. В повести «В списках не значился» описана военная судьба молодого лейтенанта Николая Плужникова - защитника Брестской крепости, который встретил свою любовь в первые дни войны и погиб. Дух советского солдата не был сломлен врагами. Они даже отдали ему честь, когда он вынужден был выйти из катакомб.
Обе повести – яркий образец искусства правдивого изображения военной поры. Это такие произведения, которые прошли через душу писателя, которые до сих пор «ранят» души читателей.
Итак, искусство изображения жизни заключается в выборе темы, которая проходит через сердце писателя, в умении показать потомкам важнейшие страницы прошлого нашей Родины и истинных героев, защитивших нас.
ТЕКСТ
Когда-то в годы войны мы, молодые тогда люди, познавшие жизнь именно в форме жестокой войны, привыкнув к ней, даже не замечали ее постоянно и незримо давящего на сознание пресса, мы сжились с ним и просто не могли себя ощущать иначе. И только 9 мая 1945 года, когда этот пресс вдруг исчез, мы не столько поняли, сколько неожиданно для себя почувствовали, от чего избавились. Прежде всего от неопределенности нашей судьбы. Впервые за годы войны жизнь обрела для нас значение смысла и избавилась от власти случайного. Но ведь многие не дожили до этого дня, не дошли до Победы и — что меня давно поражает — не то, что они погибли, это слишком банально на войне — а то, что, погибнув, они так и не узнали об окончании этой войны. Погибли в неведении. И до сих пор пребывают в оном. Никогда не узнают, о, может быть, самом важном из всего, что в течение ряда лет занимало на земле умы миллионов людей.
Говорят, что культура — это память человечества. Это правильно. Все дело, однако, в том, что следует помнить, — ведь человеческая память избирательна, а искусство уже в силу своей природы избирательно тем более. Например, что касается войны, то один из ее участников из всего пережитого наиболее ярко запомнил, как его догоняли, хотели убить, но промахнулись, и он до сих пор вскакивает по ночам в холодном поту. Другой — как его награждали орденом, и он спустя годы не перестает переживать радостные волнения по этому поводу. Третьему не дает покоя случай, когда рассерженное начальство назвало его «дураком».
Теперь нередко можно услышать от наших читателей, в том числе и ветеранов, суждения вроде: «Ну сколько можно перелопачивать одно трудное да кровавое, ведь были же на войне и веселые моменты, и шутка, и смех». То есть на первый план выходит все то же желание развлечься. Но ведь во все времена жаждущие развлечений шли на торжища, в скоморошный ряд, но никогда — во храм. Боюсь, что смешение жанров и особенно забвение высоких задач литературы грозят уравнять торжище с храмом, сделать искусство товаром ширпотреба, средством, стоящим в ряду с продукцией мебельщиков — не более.
Я думаю также, что, хотя мы, допустим, и не гениальные писатели, но уж, во всяком случае, квалифицированные читатели. То есть относительно хорошо знаем жизнь, чтобы разбираться в ее запутанных эмпириях и кое-что смыслим в литературе. И тут возникает любопытный парадокс: почему мы, люди, в силу своего воспитания и образа жизни зачастую далекие от крестьянских низов, от жизни «неперспективных» деревень, быта древних стариков и старух, мало или вовсе неграмотных отшельников в зачастую никогда не виданной нами дремучей тайге с их размеренным, однообразным и часто примитивным укладом, почему мы частенько с куда большим интересом и участием читаем о их делах и заботах, нежели о блестящих научных или служебных успехах тех, кто гораздо ближе нам по опыту жизни, мировоззрению, мироощущению — высокообразованных жрецов науки, искусства, руководителей, генералов, начальников главков. Почему безграмотный дед на колхозной бахче куда интереснее изъездившего мир дипломата, определяющего судьбы народов, в то время как наш дед не может удовлетворительно определить судьбу единственной своей буренки, оставшейся на зиму без сена. О том печаль его, и она нас трогает больше, чем драматические переживания упомянутого дипломата перед уходом на вполне заслуженный отдых с солидной пенсией и статусом пенсионера союзного значения. Почему солдат в окопе для меня как читателя во многих (если не во всех) отношениях предпочтительнее своей судьбой удачливому маршалу в блеске его снаряжения, штаба и его маршальского глубокоумия?
Почему так? — хочу я задать вопрос уважаемым коллегам, хотя и предвижу их скорый ответ: все дело в таланте автора. Да, но не совсем. Истинность таланта великолепно проявляется уже в выборе героя, который и внушает нам вышеизложенные чувства. Исчерпывающий же ответ на этот вопрос мне, однако, неведом. (В. Быков)
Текст В. Быкова «Когда-то в годы войны мы, молодые тогда люди…»
**
У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!
Тематика тестов:
Кто такой?
Что такое?
Разные темы
Литература
Русский язык
Ударение
Фразеологизмы
Автор мысли
Страны мира
География России
Женщины мира
О любви
Жизнь замечательных людей
Лишнее слово
Лишняя картинка
Животные
Овощи. Фрукты. Ягоды
Символы. Знаки
Танцы
Цветы
Пословицы
Загадки