Это возвращение тоталитаризма в Россию в 21 веке. Полного контроля государства за своими гражданами. Давайте называть вещи своими именами. Шутки закончились.
В стране принимается Закон о запрете просветительской деятельности. Теперь даже сказку своему ребенку не расскажешь, чтобы государство не лезло с какими-то требованиями и ограничениями. На все нужно будет специальное разрешение.
Происходит вещь настолько ужасная. Что все прячут, как страусы, голову в песок. Иначе не объяснить всеобщее молчание.
31 марта 2021 года Совет Федерации подписал Федеральный закон, который на сайте Госдумы называется «Законом о просветительской деятельности». И сейчас в течение 14 дней этот закон должен подписать Президент РФ.
По этому Закону вносятся изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Отныне любое распространение знаний в России будет подразделяться на образовательную и просветительскую деятельность.
Образовательная деятельность контролируется государством. Для ее ведения необходимо иметь образовательные лицензии.
Но вот и на просветительскую деятельность с 1 июня 2021 года вводится также ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ, специальные требования которого будут установлены Правительством РФ.
Это значит, что отныне государство будет решать - что и как будет рассказывать любой человек, пытающийся поделиться своими знаниями с другими.
Любые сведения, переданные другим людям, отныне попадают под контроль государства. В этом суть принимаемого «Закона о просветительской деятельности». Но это уже и есть тоталитаризм.
Тоталитаризм – это попытка государства контролировать все сферы человеческой жизни. Включая сознание человека и его образ мысли.
Продвигаемый Закон о запрете Просвещения в России не должен быть принят по следующим причинам:
Во-первых, это прямое нарушение Статьи 29 Конституции РФ, где
«Каждому гарантируется свобода мысли и слова» (пункт 1) и «Цензура запрещается» (пункт 4).
И нарушение Статьи 44 Конституции РФ, где
Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (пункт 1).
Во-вторых, этот закон избыточен, потому что «просветителям» запрещается агитация и пропаганда ненависти, вражды и превосходства.
Но это все уже есть в Статье 29 Конституции РФ. И запрещается это не только «просветителям», но и всем гражданам России:
«Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (пункт 2).
Зачем нужно повторять Конституцию? Незачем. Никакого правового смысла в этом нет.
В-третьих, если контролируется любое распространение знаний, то исчезает различие между образовательной и просветительской деятельностью.
Образовательная деятельность контролируется государством, которое устанавливает определенные образовательные стандарты. Это нормально. Так и должно быть. Есть необходимый уровень знаний, который должен получить каждый гражданин.
Но просветительская деятельность – это совсем другое. Это знания, которые человек получает сам. На свой страх и риск. И несет полную ответственность за них. В том числе и перед Уголовным кодексом.
И эти просветительские знания – это некоторое пространство свободы. Где человек сам принимает решения – во что он верит и почему.
Наилучшим образом эти идеи высказал немецкий философ Иммануил Кант в статье «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?», написанной в 1784 году:
«1. Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия.
2. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого.
3. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого.
4. Sapere aude! – имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения».
Таким образом, просветительские знания необходимы человеку, чтобы стать самостоятельной личностью. Быть способным принимать решения и нести ответственность за них. Своей жизнью.
На видео российский адмирал увлеченно рассказывает о Канте: "Книги которого никто из стоящих здесь не читал и читать не будет..." 2018 год.
Просветительская деятельность должна быть свободной по определению. Она связана с личными убеждениями каждого человека. И с правом человека иметь убеждения, которые отличаются от мнения всех других людей. Это свобода быть самим собой.
Теперь нам хотят все это запретить. И никто ничего не делает, чтобы это остановить. Политики, оппозиция, свободомыслящая интеллигенция? Где наше гражданское общество?
Но ведь нужно что-то делать! Бить, стучать во все колокола. Требовать отмены законопроекта.
Беседа с антропологом. Вы можете заказать тему статьи