Найти тему

Почему важно начать готовиться к ЕГЭ в 10 классе?

Уже не ребёнок, ещё не взрослый.

А к ЕГЭ готовиться надо.

15-16 лет - действительно странный и трудный возраст, когда подросток уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. А самое главное, он сам мечется между этими ролями, примеряя на себя то одну, то другую.

Изменения, конечно, происходят постепенно. Всё начинается в 10-12 лет с развитием первых половых признаков. Организм подвергается серьёзной трансформации, но сам ребёнок этого ещё не осознаёт. Ведь психологические изменения начинаются несколько позже.

На схеме видно, что процесс социального (психологического) созревания начинается в возрасте 15-16 лет. А значит, именно в это время подросток начинает активно менять свою позицию. До этого отношения родителей и ребёнка развивались по траектории “сверху вниз”. То есть родитель говорит, ребёнок слушается и эмоционально реагирует. Но как раз в старших классах подросток начинает осознавать свою взрослость, примеряет на себя новую роль, экспериментирует. И жертвами этих экспериментов зачастую становятся именно родители. Отсюда возникают споры, конфликты, хлопанья дверью и резкие фразы. Таков уж подростковый максимализм.

-2

Как это объясняют психологи?

Причина возникновения многих конфликтов кроется в различие подходов сторон к ситуации. По мнению психолога Эрика Берна, существуют 3 модели поведения: “Родитель”, “Ребёнок” и “Взрослый”. И вся человеческая коммуникация строится на взаимопонимании этих психотипов.

Допустим, родитель ведёт себя как “Родитель” и говорит ребёнку что-то сделать, а подросток уже считает себя “Взрослым”, возмущается от того, что с ним обращаются как с маленьким, и поэтому с предписаниями мамы и папы уже не соглашается, он ждёт совместного взаимодействия. Но возможна и обратная ситуация. Родитель ставит себя в позицию “Взрослого” и соответственно строит свою коммуникацию с подростком, но последний ведёт себя эмоционально и незрело, входя в положение “Ребёнка”. Как мы уже говорили ранее, старшеклассник склонен к переменам своей позиции, он примеряет разные роли. Так что переход в поведении от “Взрослого” до “Ребёнка” у 15-16-летних подростков может происходить быстрее, чем сгорает спичка.

Есть решение!

Ключом к решению этих конфликтов становится анализ ситуации со стороны родителей и поиск нужных вопросов, которые помогут вывести подростка на диалог и понять, какую позицию он занимает. Ведь основная задача не предписывать или запрещать, а, скорее, найти общий язык и совместно выработать решение и определить мотивацию.

Мотивация

Проблема ухудшается с переходом в старшую школу. В десятом классе подростку хорошо бы определиться с направлением, выбором предметов для ЕГЭ и начать активно заниматься. Но существует весьма популярное у школьников мнение, что 10 класс создан для отдыха, прогулок с друзьями и походов в кино, а про учёбу можно пока и забыть. Конечно же, это совершенно не дальновидное и провальное решение.

Тут возникает новый конфликт, потому что родитель, понимая это, старается мотивировать своего ребенка. Подросток же важности ситуации не осознаёт: он видит, что экзамен ещё только через полтора-два года, а значит у него вагон времени, и можно пока расслабиться. Но этого делать нельзя! И сейчас мы поговорим о том, почему 10 класс - не время для отдыха и как мы можем помочь подростку самостоятельно прийти к этому осознанию.

Особенности современного десятиклассника

Карантинный год сильно повлиял на все сферы нашей жизни. И образование, к сожалению, не стало исключением.

ОГЭ

Современный десятиклассник не сдавал ОГЭ. А значит, он не имеет опыта работы с большим государственным экзаменом. Кроме того ОГЭ был отменен достаточно рано, то есть ученик также был лишён интенсивной подготовки, возможно, он даже не представляет, что это такое. Мы в образовательном центре ГИКЗ считаем, что ОГЭ является своеобразной подготовкой к ЕГЭ, то есть школьники в процессе сдачи экзамена по итогам 9 класса понимают лучше свой уровень, понимают как работает экзамен, сталкиваются с условиями близкими по стрессу к ЕГЭ – это все, мы считаем, является первичной диагностикой уровня ученика, точкой старта. Выходит, у десятиклассника нет навыков сдачи ОГЭ и нет понимания объективной оценки своих способностей.

Изменения в образовательном процессе

Весь 10 и конец 9 класса подросток провел на дистанционной системе обучения, которая собиралась на лету. Например, программы обучения были разработаны для занятий в аудиториях, а дистант заставил спешно все переводить в онлайн: Школы, Университеты не были готовы к подобному формату. Что предопределило проблемы с вовлечением, уровнем образования и успеваемостью. Мы не понаслышке знаем о них, потому что в зависимости от формата меняется контент, уровень влияния преподавателя и подготовка к уроку. К чему приводит быстрое, непродуманное внедрение дистанционного (онлайн) формата работы? В ней намного выше толерантность к успеваемости, то есть оценки зачастую завышают, идут навстречу школьнику – он же молодец, уже подключился. Таким образом, уменьшается ответственность и вовлечение учеников. К тому же практически на нет сводится микро конкуренция между школьниками в классе, которая раньше служила толчком к развитию. Образовательные учреждения были не готовы к подобному формату, что, конечно же, не могло не отразиться на общем уровне подготовки к ЕГЭ.

Выходит, что у подростка две больших проблемы: “Я не знаю, какой у меня уровень знаний” и “Я отвык усердно заниматься”. Всё это ложится на плечи родителей, ведь именно им предстоит помогать старшекласснику искать решение.

С чего начинается успешная подготовка?

Мы считаем, что любая подготовка начинается с определения целей, с понимания мотивации (“зачем мне нужно это делать”). Ниже мы приведем ссылки на наши статьи, посвященные выбору направления и профориентации. Их основная мысль заключается в том, что если подросток хочет поступить в университет, то для начала следует определиться, в какой; обозначить сферу будущей деятельности, чтобы понять куда двигаться. Когда вы найдёте ответ на этот вопрос, всё остальное будет уже механическим и простым.

Что делать за полгода до 11 класса?

Мы считаем, что основной задачей десятиклассника на данном этапе является изучение теоретического материала, создание фундамента, на который впоследствии в одиннадцатом классе можно будет “надстроить” сложные темы в математике, русском языке и предметам по выбору. То есть задача - проработать проблемные места для того, чтобы повысить общий уровень знаний. Для этого как раз достаточно одного семестра, как мы это называем, - полугодичного цикла. В это время необходимо поработать над теорией базовой математики, первой частью ЕГЭ по русскому языку, пониманием синтаксиса, базового питона, системы счисления me и других основных аспектов информатики.

Получается, что у школьника в конце 10 класса уже будет база, на которой можно будет строить успешную сдачу экзамена в одиннадцатом. Важно понимать, что готовиться к ЕГЭ нужно в любом случае, а время на тренировку ограничено. Это единственный ресурс который при подготовке к экзамену всегда ограничен. Поэтому не теряйте его, помогайте подростку найти свою мотивацию и начать готовиться уже сейчас, чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл в будущем.