Найти в Дзене
Красная шапка Кусто

Другие дагестанцы

Бородатые мужики в красных мокасинах и черных кожаных куртках, которые носят оружие, хамят, часто дерутся и воруют девушек. Это стереотипы о дагестанцах у большинства жителей России. Не исключаем, что есть и такие. Но в путешествии мы узнали совершенно других жителей республики.
Марат
Марат решил через работу с туристами развеивать стереотипы о Дагестане. Он гид и специалист центра развития

Бородатые мужики в красных мокасинах и черных кожаных куртках, которые носят оружие, хамят, часто дерутся и воруют девушек. Это стереотипы о дагестанцах у большинства жителей России. Не исключаем, что есть и такие. Но в путешествии мы узнали совершенно других жителей республики.

Марат
Марат

Марат решил через работу с туристами развеивать стереотипы о Дагестане. Он гид и специалист центра развития туризма в Дербенте. Молодой человек с горящими от своего дела глазами должен был провести нам 1,5 часовую экскурсию, а в итоге задержался часов на 7. Поведал историю крепости Нарын-кала, а потом на ужине в более неформальной обстановке рассказал личные истории: про себя и семью, про родственников, ставших религиозными фанатиками, и погибших из-за наркотрафика друзей.

Показал живописные улочки Дербента, которые выглядят также, как много веков назад. Здесь стоит самая старинная мечеть в России, а за ней христианская армянская церковь. Есть синагога и православная церковь. Здесь все живут вместе и в мире.

Напоследок Марат спросил, кто нас встречает в Кубачах. Услышав имя, успокоился: “Ну если Расул, значит все будет хорошо!”

Расул
Расул

Расул - житель села Кубачи. Произведения искусства кубачинских ювелиров есть в Лувре и Эрмитаже. Это самый светский посёлок Дагестана. Его жители говорят так: “Ислам пришёл в Дагестан, но остановился у нашей горы”.

Раньше Расул был главой села, причем избранным. Сейчас развивает туризм в районе. Здесь его знают все: от детей до стариков. Он поселил нашу команду в своем доме, провел экскурсию, сводил в гости к родителям и организовал мастер-класс по ювелирному мастерству. Кстати, он тоже ювелир, с детства учился ремеслу у отца, в мастерской которого проходил мастер-класс. Тот всю свою жизнь делает ювелирные изделия и “будет делать до конца жизни”. После закрытия художественного комбината работает на заказ. Очень переживает, что из-за пандемии не может отправить в Нью-Йорк созданный и инкрустированный им красивый клинок.

Отец Расула
Отец Расула

На вопрос о проблемах региона Расул отвечает так: “Есть законы, которые мешают работать. А еще постоянные проверки и надзоры”. Напоследок традиционное: “А кто вас в Чохе встречает? Заур? Значит все будет хорошо!”

-4

Заур живет в селе Чох, 50 выходцев которого стали докторами наук. Рядом с Чохом есть древний аул-призрак Гамсутль. Он опустел, потому что молодежь перебралась в города, а старики умерли. Видя это, Заур решил развивать родное село и строить гостиничный комплекс. Многие тогда говорили, что он сумасшедший. Сейчас они работают у него поварами, строителями, организовывают мастер-классы и конные прогулки. Кто-то строит свою гостиницу.

Во время нашего приезда семья праздновала День рождения дочери. Но несмотря на это, он все время проводил с нами. Пришлось практически силом отправлять его домой. Скоро он будет строить в селе образовательный центр для детей.

-5

Люди, которых мы встречали в Дагестане, оказались совсем другими: добрыми, открытыми, искренними и гостеприимными. Это ощущаешь повсюду: в магазине, такси, на заправке. А на таких, как Марат, Расул, Заур вообще держится наша страна. Мы интересовались, с кем еще интересно было бы пообщаться. Нам отвечали: “Запоминай!” и выдавали целый список. Кто-то из этого списка встретит наших путешественников в следующем путешествии. “Значит, все у нас будет хорошо!”