В конце марта в рецензируемом научном журнале "Meteoritics & Planetary Science" вышла статья, посвящённая непростой и в чём-то поучительной истории железного метеорита Коломера (Colomera, IIE). За век с небольшим среднеструктурный октаэдрит смотался туда-сюда через Атлантику и стал предметом судебного разбирательства.
В октябре 1911 года фармацевт Мигель Понтес Маркес и его супруга Мария Луиза Вильчес Аймар прикупили пару соседних домиков в небольшом городке Коломера к северу от Гранады. Жизнь потекла своим чередом, аптечный бизнес потихоньку запыхтел, а соседи забухтели. В сентябре 1913 представитель мэра выставил чете ультиматум - или они в кои-то веки перестают отравлять своими сточными водами близлежащую улицу, или получают огромный штраф. На всё про всё им дали 48 часов.
Почтенное семейство благоразумно решило срочно переквалифицироваться в землекопов. На глубине полутора метров их ожидал неприятный сюрприз - тяжеленный кусок железа затормозил работы. Железяку достали из земли и до лучших времён закинули в дальний угол, копать ещё предстояло немало...
По всей видимости, лучшие времена наступили сравнительно скоро. В 1926 фармацевт с семьёй перебрался к морю, в Альмуньекар. Какие-то соображения по поводу своей находки у главы семейства явно были. Какой иначе смысл при переезде за 100 с лишним километров брать с собой не пойми что весом 134 кг? Однако, Дон Мигель так и не успел найти разгадку. В 1928 он покинул бренный мир, и его дела на себя взял старший сын - Антонио Понтес Вилчес.
Сеньор Понтес не оставлял попыток разобраться с удивительной находкой. В один из дней фортуна улыбнулась ему в лице студента-фармацевта Хулио Матеоса. Парень увёз к себе в университет несколько отпиленных кусочков. Под чутким руководством профессора неорганической химии Хосе Дорронсоро Велилья и Морено Мартина студент лично проанализировал состав полученных фрагментов. Выяснилось, что найденный в Коломере образец состоит в основном из железа, а также содержит никель и кобальт. Работа не прошла впустую и закончилась публикацией в 1934 научной статьи под заголовком "О метеоритном железе из провинции Гранада", авторы которой признали выкопанное вещество метеоритом и отнесли его к холосидеритам по классификации французского учёного Габриэля Огюста Добрэ.
Профессор Дорронсоро хотел как следует изучить метеорит целиком и договорился с владельцем об его отправке в Университет Гранады. После проведения исследований фрагмент отправили дальше, в Мадрид. 20 февраля 1935 директор Национального музея естественных наук Игнасио Боливар-и-Уррутия подписал документ о получении Коломеры от собственника. Одно из положений этого договора позже сыграет с музеем злую шутку.
Метеорит комфортабельно разместился в музее и следующие тридцать с небольшим лет перенёс без потерь. Бомбардировки и ожесточенные бои за Мадрид во времена гражданской войны в Испании обошли экспонат стороной. Зато в 1966 метеорит по договорённости между испанскими исследовательскими организациями за американские деньги на время был отправлен в Калифорнийский технологический институт.
Больше всех фрагмент Коломеры был нужен Джерарду Джозефу Вассербургу. Учёный, специализировавшийся на геохимии, хотел исследовать соотношение изотопов стронция и рубидия, которые можно было извлечь из мелких силикатных включений испанского метеорита. Геохимик поставил перед собой задачу определить тепловую и ударную историю исходного вещества метеорита.
Вассербург, получив образец, первым делом его отпескоструил и исследовал поверхность, а затем отправил с западного побережья на восточное, в Вашингтон. Сотрудники Национального музея естественной истории отчекрыжили от него кусочек килограмма на три с лишним и вернули посылку в Пасадену, где из метеорита выпилили ещё пластину. В итоге в Мадрид вещество вернулось в 1969 по частям и постройневшим на по меньшей мере на 14 кг.
Уже в двадцать первом веке в городском совете Коломеры вспомнили о найденном сто лет назад у них метеорите и решили, что было бы неплохо снова показать его местным жителям. В Национальный музей естественных наук пришёл соответствующий запрос, сотрудники живо на него отреагировали и организовали в городке временную выставку, посвящённую находке. Среди прочих экспонатов демонстрировался документ 1935 года, из которого недвусмысленно следовало, что владелец О Д А Л Ж И В А Е Т метеорит музею и имеет право в любой момент потребовать его обратно.
Похоже на то, что слух об этом разлетелся по городку со скоростью болида в ночном небе, поскольку через некоторое время в музее (уже в Мадриде) объявилась наследница Дона Антонио. В источниках подробности беседы не упоминаются, но в следующий раз претендентка обратилась сразу в CSIC - Высший совет по научным исследованиям, в чьём подчинении находится музей. Дама сама или с помощью адвокатов рассудила, что так как метеорит уже не раз распилен и вернуть его в исходном состоянии уже невозможно, то она готова и на денежную компенсацию.
Подход к величине компенсации был по-своему прост и незатейлив. Из страховых документов выяснилось, что экспонат был оценен в 600 000 евро, иными словами стоимость грамма вещества составила 5,66 евро. Если вспомнить статью профессора Дорронсоро, в которой масса исходного фрагмента была указана равной 134 кг, то путём нехитрых арифметических действий можно получить 758 440 евро. Именно такую претензию наследница и выкатила музею и Совету. Неудивительно, что сотрудники этих организаций, предварительно подняв челюсти с пола, с ней не согласились. Если бы они знали русский язык и не отличались воспитанностью и хорошими манерами, то они бы просто отправили претендентку пешим порядком в одну глухую перуанскую деревушку, но они вместе с ней отправились в суд.
На процессе юристы Совета делали акцент на том, что метеорит нашла не она, а её дед, у которого возможны и другие наследники, ну а её отец вообще не упомянул метеорит в завещании. Вспомнили и про приобретательную давность - если лицо, не являющееся собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеет имуществом как своим на протяжении определённого законом срока, то у него появляется право собственности на это имущество. Согласно этому положению, метеорит должен был стать собственностью Совета ещё в 1973. Ну а вишенкой на торте стал довод о том, что рыночная стоимость фрагмента составляет 50 075 евро, хотя содержание, обслуживание и охрана уже "скушали" 69 102 евро, и потому ещё неизвестно кто кому должен.
Также Совет пытался доказать, что метеорит - историческое наследие, но суд не согласился с подобной трактовкой, так как соответствующий закон появился позже находки метеорита. Его можно было бы считать кладом и забрать в государственную собственность с компенсацией половины стоимости нашедшему, но об этом надо было договариваться в 1935, а сейчас уже поздновато.
Короче, первый суд выиграл Совет, метеорит остался у музея, но наследница должна была получить компенсацию в размере 36 328, 45 евро за отпиленные в США фрагменты. Естественно, что дама осталась недовольна таким развитием событий и подала апелляцию. На это раз дело решилось в её пользу. В 2015 году суд постановил вернуть в её распоряжение всё, что вернулось из США, и выплатить ей 50 000 евро за то, что не вернулось.
Оцените иронию ситуации. Фармацевт, которого из-под палки заставляют соблюдать требования гигиены, находит метеорит, а музей из-за того, что исправно хранит и показывает все документы, этот же самый метеорит теряет. Самый ценный экспонат метеоритной коллекции Национального музея естественной истории и один из самых больших метеоритов Испании, радующий посетителей на протяжении нескольких десятков лет, вернулся в руки законного с точки зрения суда владельца. Хозяйка теперь может сделать с ним всё, что заблагорассудится - выставить на всеобщее обозрение, распилить и продать по частям, сдать в чермет или даже закопать обратно.
Хочется верить в лучшее и надеяться, что этот метеорит не сгинет в частных коллекциях. Ну а на крайний случай можно отправиться в Коломеру с лопатой. Исследователи отмечают, что у него есть признаки скола, а потому где-то на юге Испании может прятаться ещё одна большая железяка из космоса.
Хондрит не хандрит, и вы не хандрите!
Прошу учесть, что автор материала не является профессиональным юристом, и приведённая информация не может служить основанием к действию. С первоисточниками на английском и испанском можно познакомиться по ссылкам в тексте и внизу. Если есть что добавить или исправить по существу - жду в комментариях.
Источники по теме:
3. Статья "О метеоритном железе из провинции Гранада"