То, что нас окружает влияет на нас.
Это мы уже обсуждали в другой статье, но там была общая характеристика, а в этой мы хотим поговорить исключительно о таком явлении, как беспорядок в доме.
Как-то исторически сложилось, что порядок начали приравнивать к хорошему, а беспорядок, в свою очередь, к плохому ведению быта и вообще плохой жизни. Как это произошло и кто сказал - вопрос спорный, у нас только предположения.
Однако практика показывает, что наше сознание относится к ситуации несколько иначе, и то, что полезно нам в одной ситуации, губительно и не продуктивно в другой.
Отметим что грязь и беспорядок - вещи очень разные. Беспорядок это - раскиданные вещи, неаккуратность и невнимание к месту хранения предметов. Грязь это - грязь, пыль, жирные пятна, объедки и очистки, антисанитария. Беспорядок вполне может быть гигиеничен. Грязь - не может.
Зачем нужен порядок?
Не важно, идет речь о рабочем столе, о комнате, о доме - порядок нужен для создания удобной системы хранения, а так же для соблюдения норм гигиены. Это, можно сказать, основное.
Когда в доме порядок - проще дом убирать. Парадокс, конечно, но так оно и есть. Пустые столы, не заваленный одеждой пол, всё это проще протирать тряпочкой. И именно поэтому существует устойчивый стереотип, что порядок - это хорошо, а беспорядок, соответственно, плохо.
Не прошло и ста лет с тех пор, как основное средство уборки было - руки. И основное средство чистоты - вода. В хорошем раскладе - вода теплая. Естественно то, что помогало облегчить столь трудоемкие процессы, стало априори "хорошим", а то что мешало - плохим.
Но так же порядок влияет на наше сознание. Порядок помогает сосредоточиться, ведь не на что отвлекаться. Порядок и система снаружи приводит к системе и порядку в голове.
Просто глядя на чистый стол, или в ящик, где всё строго и на своем месте, наше сознание старается так же упорядочить мысли, создать систему.
Наш разум очень любит систематизировать всё и вся, и наведение и лицезрение порядка ему в этом очень помогает.
Когда нам нужно сосредоточиться на некоей сложной работе, требующей систематизации и анализа - нам необходим и порядок вокруг.
Если нам нужно максимальное сосредоточение - нам вообще лучше всего убрать абсолютно всё лишнее, кроме необходимого для работы. Таким образом мы, волей-неволей, сфокусируемся на задаче.
Получается, что порядок - обязательная для работы и продуктивности вещь, правильно? И что он жизненно необходим для того, чтобы у нас получалось всё, чем мы бы хотели заниматься.
А вот и нет...
Никакая творческая деятельность целиком не упорядочена. Она, конечно, подчиняется определенной системе, и у художника, и у писателя, и у скульптора так или иначе есть структура, согласно которой он работает. Но очень многое происходит ассоциативно, казалось бы без всякой схемы и алгоритмов.
И вот тут как раз беспорядок будет играть нам исключительно на руку.
Наш разум не просто любит систематизацию. Он систематизирует абсолютно всё. Стремится к этому, старается. Пускай его построения не всегда верные - но оно всё равно пытается найти алгоритмы везде, где возможно.
Именно поэтому личности творческие, по большей части, существуют в определенном бедламе, так или иначе у них не бывает идеального порядка и системы.
Дело всё в том, что инстинктивно мы даем нашему сознанию то, в чем оно нуждается - возможность строить новые соединения. Возможность смотреть на вещи под новым углом.
Схема выглядит примерно так: "Если носок может лежать в вазе, значит всадник может сидеть на коне задом наперед, часы - течь вполне физически, коровы - лететь по небу".
Странное умозаключение? Ничего подобного: носок в вазе наводит сознание на мысль, что возможно Больше, чем ему кажется. И оно радостно применяет новое знание для решения проблемы.
Нарушение схемы напоминает, что нарушение возможно, возможен выход за рамки.
Другая положительная сторона беспорядка в том, что сознание волей-неволей начинает поиски логической взаимосвязи между вазой и носком. А как мы уже писали выше - оно может ошибаться, его выводы не обязательно верны, но оно всё равно их сделает. В ровно разложенных вещах мы увидим только ту систему, которую видел тот, кто раскладывал. Даже если это - мы сами. В беспорядочных предметах - ту систему, которую сумеем. Новую, не обязательно лучшую, но для творчества важнее новизна взгляда.
Таким образом.
Всё зависит от того, какого эффекта мы хотим достичь.
Если нам требуется выполнить сложную работу, которая потребует от нас анализа, поиска алгоритмов и сосредоточенности - нам жизненно необходим полный порядок вокруг.
И глаз не будет цепляться, и думать будет проще и быстрее.
Но если нам нужна активация творческой мощи, если мы ощущаем потребность в некой идее, которую никак не можем найти - то бардак, беспорядочность - это наше всё.
Только не нужно самих себя обманывать, находить аргументы и представлять одно - другим. Мы начали с того, что гигиена и чистота - вещи приоритетные. А там, где вечно царит беспорядок - рано или поздно заводится грязь. Это уже плохо, и этого лучше избегать.
Однако пользоваться "благами" собственного мышления мы можем в обе стороны, примерно с одинаковым успехом. И отказываться от одного из вариантов, мотивируя это спорными установками (не важно, будем мы выставлять себя "творческими личностями" или наоборот педантичными занудами) попросту глупо.