Найти тему
TheLifeCritic

Тёмная сторона советской анимации Часть-2 (Психоделика и мистика)

Оглавление

С первой частью можно ознакомится здесь (Фантастика)

Продолжаю досказывать о советской анимации.

Мистика

Жуткий пластилиновый мультфильм по мотивам украинской сказки о мужике, который нашёл клад. Проблема лишь в болтливой жене, из-за которой клад может отобрать пан. И мужику приходит гениальная мысль...

Немного банальная история с избытком окупается визуалом и самой подачей истории. Лихой женский голос за кадром, пластилиновые лица, с их фантастическими формами и концовка, которую никак не ожидаешь.

Наваждение (1989 г.)
Наваждение (1989 г.)

Медведь — Липовая Нога

Ослабление цензуры в 90-х дало огромный простор для анимационных экспериментов. Зоотриллер «Медведь — Липовая Нога», снятый по мотивам русской народной сказки, тому отличное подтверждение.

В центре конфликта семья, состоящая из деда, бабки и младенца, которые, видимо, живут рядом с лесом. Однажды к ним заявляется медведь, которому дед топором отрубает ногу, после чего зверь возвращается восвояси. Проходит время, однако медведь не забыл свою потерю и словно палач в судный день возвращается, чтобы свершить месть.

Медведь — Липовая Нога (1990 г.)
Медведь — Липовая Нога (1990 г.)

Большой Тылль

Мультфильм создан по мотивам эстонских сказаний о Большом Тылле — великане, который живёт на острове Сааремаа. Он мирно пашет поле, но его давний враг —Нечистый, постоянно пакостит и закидывает всё поле камнями.

Между тем на остров нападают датские рыцари, поэтому островитяне нуждаются в помощи великана. Тылль покидает свой дом и жену и отправляется в бой...

Специфический визуальный стиль дополняется откровенной жестокостью: нам не раз покажут сцены с кровавыми убийствами. Слов в мультфильме нет, звучит лишь эпическая мелодия. Впрочем, это не убавляет ему выразительности.

Большой Тылль (1980 г.)
Большой Тылль (1980 г.)

Психоделика

Потец

Обнародуй нам, отец,
Что такое есть потец?

В 1989 году журнал «Звезда» опубликовал произведение Александра Введенского «Потец», которое он написал ещё в середине 30-х годов. Причиной столь поздней публикации послужила цензура — у текста не было жанрового определения, а темы, поднимаемые в нём, были отнюдь не детские. И только ближе к развалу СССР литературоведу А.А. Александрову удалось опубликовать столь сложное произведение.

Почему сложное? Поводом для его написания стала смерть отца, воспринятая Введенским как трагедия. Она и легла в основу произведения.

Вернёмся к мультфильму. Его фабула довольно проста: три сына добиваются у умирающего отца ответа на вопрос: что такое «Потец»? Тот же иносказательно пытается донести до них, что Потец — холодный пот, выступающий у умершего отца. Довольно жуткая идея, лежащая в основе произведения, в синтезе с психоделическим видеорядом (зрителю наглядно показывают подготовку усопшего к упокоению) дарит уникальный опыт и уж точно не оставляет равнодушным.

Мультфильм был несколько раз показан по телевидению в начале 90-х годов, после чего до 2008 года был недоступен простому зрителю. Благодаря усилиям энтузиастов и сценаристки фильма Марины Вишневецкой «Потец» был оцифрован и выложен в интернет.

Потец (1989 г.)
Потец (1989 г.)

Фру-89. Жертва/Фру-89. Слева направо

Дилогия советских короткометражных сюрреалистических мультфильмов для взрослых 1989 года. Обе работы посвящены фрустрации — состоянию человека, которое возникает из-за неудовлетворения своих потребностей.

Фру-89. «Жертва» посвящена фантасмагорическим мечтам чиновника.

Фру-89. Жертва (1989 г.)
Фру-89. Жертва (1989 г.)

Вторая работа, Фру-89. «Слева направо», представляет зрителю кошмарный мир сюрреализма в видениях голодного щенка.

Фру-89. Слева направо (1989 г.)
Фру-89. Слева направо (1989 г.)

Ветер

Мультфильм о служащем военного полигона, которого одолевают фантастические видения. Произведение отражает события недавних лет: закончившаяся Холодная война с гонкой вооружений, ужас от свежей Чернобыльской катастрофы.

Между тем «взрослости» добавляет и происходящий на экране сюр: офицер с голыми грудями на спине, зубастые ботинки, уборщица прямиком из потустороннего мира, употребление наркотиков одним из военных, надувная женщина с небритой промежностью и так далее.

Ознакомиться стоит хотя бы по той причине, что это работа киностудии «Арменфильм».

Ветер (1988 г.)
Ветер (1988 г.)

Гипнэротомахия

Мужчина засыпает в переживаниях о разлуке со своей любовью. Состояние героя отражается на его сне: он попадает в сюрреалистический потусторонний мир, в котором орда безумствующий монстров слилась в одно единое целое, чем-то напомнив мне «человеческую многоножку».

Инфернальные образы в синтезе с соответствующим музыкальным сопровождением могут привести в ужас. Смотреть на свой страх и риск. Я предупредил.

Страсти-мордасти

Альманах из трёх треш-историй от студии «Укранимафильм». Тут есть всё: слэшер с парой перчаток-убийц и пытающимся от неё спастись куском говядины, фантастический комедийный хоррор с чудаковатыми монстрами и криповая версия народной сказки про Колобка. Какого-то скрытого смысла или подтекста в них нет: основная задача — шокировать зрителя. «Страсти-мордасти» с этим отлично справляются, хотя порой и вызывают смех.

Страсти-мордасти (1991 г.)
Страсти-мордасти (1991 г.)

Его Жена Курица

Тихая семейная жизнь: жена на кухне, готовит обед, заодно заботясь о муже, который греет ноги в горячей воде, и о странном существе — огромной гусенице с человеческой головой.

Своеобразную идиллию разрушает подозрительный мужчина в чёрной маске — старый друг мужа. В процессе тёплого общения гость рассматривает хозяйку дома и внезапно делится своим открытием: жена-то у друга — курица. Муж оказывается потрясён таким поворотом и в горячке выгоняет из дома супругу. Однако вскоре понимает, что совершил ошибку, и пытается всё вернуть обратно...

То, что творится на экране, назвать кроме как сюром не удаётся: присутствие явного сексуального подтекста, демонстрация фаллических символов практически на минуту экранного времени, домашняя гусеница с головой человека, граммофон, который использует вместо иглы заводную машинку.

Над мультфильмом работала студия «Пилот», известная по различным психоделическим работам в 90-х годах. Их стиль трудно перепутать: карикатурность и абсурдность происходящего с довольно грязной рисовкой и гротескным юмором на грани приличия.

Его Жена Курица (1990 г.)
Его Жена Курица (1990 г.)

Солдат и чёрт

Солдат ВДВ, потерявший руку в Афганистане, возвращается на поезде домой после войны. Ему попадается скрипка, которая пробуждает в нём давно забытые воспоминания о счастливых днях и показывает, какой бы была его жизнь без войны. Однако же в этом поезде едет и чёрт, который хочет заполучить душу солдатика и предлагает тому сыграть в карты. Если солдат выиграет, то получит протез, а если нет...

Сюрреалистическое произведение с мистическим характером поднимает в первую очередь темы войны и жизни простых солдат, только недавно вернувшихся с неё. А характерный визуальный стиль только подчёркивает посыл мультфильма.

Солдат и чёрт (1990 г.)
Солдат и чёрт (1990 г.)

***

Мир советской анимации поистине велик. Серьёзные темы: от морали и гуманизма, до устройства человеческого общества и покорения космоса, поднимаемые многими авторами в своих мультфильмах, до сих пор важны и актуальны.

Всё то, что упоминается в этой статье — всего лишь малая часть очень колоритного и по-своему волшебного мира. Если вы не смогли найти какой-нибудь мультфильм детства, то расскажите о нём в комментариях!