Найти тему
АвиаОбоз

Что такое сдвиг ветра и чем он опасен для самолетов?

Погода часто представляет опасность для самолетов. Сдвиг ветра - одно из самых опасных явлений, когда сильные, ограниченные по своим масштабам ветры, возникают у земли. Раньше это было намного опаснее, чем в нынешнее время, поскольку современные самолеты обладают большими возможностями избегать опасных ситуаций

Сдвиг ветра может прервать взлет и посадку. Фото: Glenn Beltz – Flickr
Сдвиг ветра может прервать взлет и посадку. Фото: Glenn Beltz – Flickr

Сдвиг ветра – что это?

Сдвиг ветра – это ситуация, когда ветер резко меняет направление или скорость на небольшом промежутке пути. Он может быть горизонтальным или вертикальным, влияя на самолет во время горизонтального полета, при взлете или снижении.

Это часто происходит вблизи микропорывов или нисходящих потоков, образующихся в результате грозы или на границе погодного фронта.

Воздействие нисходящей волны, вызывающей сильный горизонтальный ветер при контакте с поверхностью землей. Фото: NASA
Воздействие нисходящей волны, вызывающей сильный горизонтальный ветер при контакте с поверхностью землей. Фото: NASA

Как сдвиг ветра влияет на самолет?

Сам по себе сильный ветер не являются серьезной проблемой для самолетов. Его опасность заключается в резком изменении направления и скорости и, как следствие, влиянии на подъемную силу самолета.

Сдвиг ветра может происходить на любой высоте. На больших высотах он часто ощущается как турбулентность.

Влияние сдвига ветра на приземляющийся самолет. Фото: NASA
Влияние сдвига ветра на приземляющийся самолет. Фото: NASA

Но наиболее опасен сдвиг ветра на небольшой высоте. Колебания воздуха могут повлиять на самолет во время взлета и посадки. Когда самолет приближается к нисходящему потоку, горизонтальный сдвиг ветра, например встречный, резко увеличивает скорость полета. Подъемная сила резко меняется, и самолет, имеющий при посадке небольшие скорость и высоту, может заметно изменить траекторию, вплоть до падения.

Наше издание обнаружило в анналах за 1964-1985 годы, что из-за сдвига ветра в США произошло 26 серьезных авиационных происшествий. Одной из самых заметных и изменивших в дальнейшем системы безопасности самолетов была катастрофа Delta Air Lines в 1985 году.

Сдвиг ветра привел к тому, что воздушное судно потеряло подъемную силу и упало у взлетно-посадочной полосы, в результате чего погибли 137 человек.

Борьба со сдвигом ветра - бортовые системы и обучение экипажа

Возможность обнаруживать сдвиг ветра и избегать его значительно возросла в 80-е годы. Летные экипажи теперь натренированы на его распознавание и ухода там, где это возможно. Сегодня самолеты часто откладывают подход к аэропорту, если в этой области возможна гроза.

Современные навигационные технологии помогают обнаружить сдвиг ветра. Бортовой радар теперь может обнаружить сдвиг и изменение скорости ветра вблизи земли путем обнаружения микроволновых импульсов, вызванных микропорывом. Более старые радары в основном обнаруживали насыщенные водой массы воздуха, что не являлось достоверным подтверждением сдвига ветра.

Метеорологическая система на борту Boeing 737. Фото: Shawn – Wikimedia
Метеорологическая система на борту Boeing 737. Фото: Shawn – Wikimedia

В наши дни возникновение сдвига ветра отобразится на бортовом радаре, а при возможном возникновении тяжелых ситуаций также будет подан звуковой сигнал. FAA - Федеральное управление гражданской авиации США требует наличия такого оборудования для всех пассажирских самолетов с 1993 года.

Наземные радары теперь намного эффективнее обнаруживают сдвиг ветра. Метеорологические радиолокационные системы Доплера способны обнаруживать осадки, ветер и сдвиг ветра и применяются в больших аэропортах по всему миру. Самый продвинутый из них, известный как Доплеровский метеорологический радиолокатор, обеспечивает повышенные разрешение и дальность действия. Такие системы используются в 45 основных аэропортах США и многих других странах.

Доплеровские метеорологические радиолокаторы в США. Фото: Pierre cb – Wikimedia
Доплеровские метеорологические радиолокаторы в США. Фото: Pierre cb – Wikimedia

Благодаря достижениям науки в области изучения и обнаружения сдвигов ветра, аварии, вызванные этими явлением встречаются гораздо реже. В числе последних происшествий – катастрофа самолета авиакомпании Bhoja Air в Пакистане в 2012 году, который при сильном ветре разбился на подходе к аэропорту Исламабада, все пассажиры и экипаж погибли. А в 2019 году в Москве разбился SJ100 Аэрофлота, несмотря на предупреждение бортового радара о сдвиге ветра, в результате чего погиб 41 человек.

Доплеровский метеорологический радиолокатор.
Доплеровский метеорологический радиолокатор.

Источник: Simple Flying

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу

Читайте еще на канале