Найти тему
ФАКТТОП

Нерассказанные истории инженеров Аполлона 13

Оглавление

3 апреля 1970 года в Хьюстонском пилотируемом космическом центре началась ночная смена. Инженеры пытались проанализировать массу странных данных, поступающих о космическом корабле «Аполлон-13», от показаний приборов до запутанных отчетов трех астронавтов. Похоже, они быстро теряли кислород.

Изображение сделано  НАСА , Центр управления полетами Центра пилотируемых космических аппаратов, Хьюстон, 1965 год .
Изображение сделано НАСА , Центр управления полетами Центра пилотируемых космических аппаратов, Хьюстон, 1965 год .
«Прежде всего, мы подумали, что свяжем это с чем-то простым и очевидным», - вспоминал позже #инженер Арнольд Олдридж. Он позвонил особенно проницательному молодому инженеру Джону Аарону.

Аарон вспоминал, как находился дома и расслаблялся после долгой смены в Центре управления полетами. Олдридж сказал ему, что они столкнулись с проблемой приборов или «нестабильными показаниями» - такие экстремальные данные никак не могут быть реальными - они не могут так быстро потерять запасы кислорода в миссии.

Аарон попросил назвать по телефону числа с разных приборов. «Это не проблема с прибором», - сказал он им. «Вы, ребята, зря теряете время», - сказал он. «Вам действительно нужно понять, что он (космический корабль) умирает».

По мере того как слухи распространились по рядам, все, кто мог помочь, устремились к центру. Альдо Бордано, которому было чуть за двадцать, помнит, как поехал на работу.

«Это было внезапно, было около полуночи, это была просто вереница машин с включенными фарами. … Нас всех вызвали - все три смены ». Машины заполнили стоянку возле Центра управления полетами. «Это был действительно жуткий момент», - сказал он. «Нас могло быть двести, триста, некоторые выключали машины и шли в быстром темпе. Никто не сказал ни слова парню слева или парню справа. Мы просто пошли на свои станции ».
Инженеры НАСА
Инженеры НАСА

Десятки инженеров приступили к расчетам. Поскольку топливные элементы космического корабля теперь в основном были бесполезны. Космонавтам, для работы нужен #кислород - инженерам пришлось экономить каждый "бит" электроэнергии.

Они знали, сколько им понадобится, если повезет, в последние минуты миссии. Им потребуется энергия, чтобы безопасно направить капсулу экипажа в атмосферу #Земли . Работая в обратном направлении от этой цели к каждой минуте обратного пути, они безжалостно закладывали в бюджет миссии электричество.

Генри Пол в фильме НАСА 1959 года, в котором подробно описывается небольшая рабочая модель ракеты Сатурн. (Кадр взят  из фильма НАСА «Масштабная модель корабля Сатурн».)
Генри Пол в фильме НАСА 1959 года, в котором подробно описывается небольшая рабочая модель ракеты Сатурн. (Кадр взят из фильма НАСА «Масштабная модель корабля Сатурн».)
«Нам пришлось вдвое сократить потребление энергии, чтобы вернуться домой», - вспоминает инженер Генри Поль . «Для этого вы должны выключить все обогреватели, которые вам совершенно не нужны».

#космические корабли должен был стать очень холодным, и дрожащие космонавты были лишь одной из многих проблем.

(14 апреля 1970 г.) Резервный экипаж и авиадиспетчеры следят за работой консоли в Центре управления полетами. На момент создания этого снимка посадка на Луну была отменена, и экипаж находился на околоземной траектории, пытаясь вернуть свой  космический корабль домой.
(14 апреля 1970 г.) Резервный экипаж и авиадиспетчеры следят за работой консоли в Центре управления полетами. На момент создания этого снимка посадка на Луну была отменена, и экипаж находился на околоземной траектории, пытаясь вернуть свой космический корабль домой.

Поль присматривал за небольшими подруливающими ракетами командного модуля.

«Я подсчитал... насколько холодными будут (двигатели), и я дал себе температуру на четыре градуса выше нуля », - сказал он, вспоминая свою небольшую погрешность.
Если топливо замерзло бы, не имело бы значения, сколько электроэнергии было в распоряжении астронавтов.
Если топливо замерзло бы, не имело бы значения, сколько электроэнергии было в распоряжении астронавтов.

Они были бы достаточно близко, чтобы увидеть гостеприимный Тихий океан из космоса, но не смогли бы маневрировать для входа в атмосферу, либо корабль сгорел, либо отскочил от атмосферы и беспомощно унёсся прочь.

В конце концов, Поль говорит, что его топливо почти замерзло - всего 2˚ по Фаренгейту от катастрофы. «Мы довольно сильно сократили эти границы».

#НАСА заставило астронавтов переместиться из поврежденного командного модуля в посадочный модуль на протяжении большей части пути обратно на Землю, поскольку посадочный модуль имел рабочие батареи и отдельный источник кислорода.

Причины

Возвращение домой космонавтов
Возвращение домой космонавтов

Из-за множества мелких ошибок кислородный баллон взорвался в полете. В основном, недопонимание между пусковыми установками Apollo и производителем установки вылилось в то, что небольшой нагревательный провод внутри получил намного больше напряжения, чем он мог выдержать.

Установка могла бы легко взорваться на два дня позже, чем это произошло, когда посадочный модуль и два астронавта были бы уже на Луне, а одинокий космонавт остался на корабле на лунной орбите. Астронавты умерли бы за четверть миллиона миль от Земли.

Итоги

Как бы то ни было, у инженеров было достаточно времени, чтобы проработать бесчисленное количество проблем и решить их. Триумф «Аполлона-13» как никакая другая миссия высветил работу инженеров для широкой публики.

Тем не менее, некоторые инженеры, такие как Марлоу Кассетти, всегда задавались вопросом, не повредит ли это космической программе. «Я думаю, что в Вашингтоне изменилось настроение», - сказал Кассетти. «Аполлон-13 напугал руководство, и они посчитали это слишком рискованным». У публики тоже появилась идея, что космос менее романтичен и менее полон чудес, чем они предполагали в 1958 году, при создании НАСА. #Космос казался опасным!

Когда мы снова прокладываем курс на Луну и дальше, Аполлон-13 служит хорошим напоминанием: космос - это сложно.

Если Вам понравилась статья ставьте лайки!

Делитесь впечатлениями в комментариях !

Подписывайтесь на канала