Фильм Станислава Говорухина 1979 года стал классикой жанра. Его разобрали на цитаты.
Из всех женских персонажей в этом фильме зрителям больше всего запомнилась девица легкого поведения по прозвищу Манька Облигация, которую сыграла Лариса Удовиченко. Её платье с красными розами и рукавами-фонарики полностью в духе послевоенных сороковых годов, а серебряный браслет со змейкой подаренный Копченным напоминает творенье Мухи для Сары Бернар.
Потянув за ниточку Жеглов раскрутил дело убийства любительницы Мельпомены Ларисы Груздевой.
«-Не бери на понт, мусор...» «-Ну что за выражения, Маня..»,«-Только Копченый, макрушничать не станет...не такое у него воспитание...»
«Облигация или Аблигация?
— Облигация... Че? Какая облигация? Я Манька Облигация.... Да ты что, с ума сошла?»
Изначально Говорухин предлагал ей роль Вари Синичкиной, но этот образ показался ей слишком пресным – характерная роль была намного интересней, и она сама вызвалась на роль разбитной Маньки. Режиссер опешил – мол, какая из нее девушка легкого поведения при внешности юной, милой, наивной, воздушной барышни! Но Удовиченко все же получила желаемое. Когда она позже спросила у Говорухина, почему же он все-таки изменил свое решение, он ответил: « Я подумал, что если ты так хочешь, значит, у тебя должно получиться ».
Вторая красавица сериала Светлана Светличная. Роль в шедевре Гайдая 1968 года «Бриллиантовая рука» сделала её эталоном красоты, но ролей не добавило. В сериале Светлана играет убитую горем Надю и в ней сложно узнать роковую блондинку. На ней темное платье с отложным белым воротником и объемными плечами.
Светличная очень волновалась, что не сможет справиться с ролью Нади, потерявшей сестру. На помощь актрисе пришел Высоцкий. По его наблюдениям, женщины в момент потрясения (да и вообще люди) обычно пытаются чем-то занять руки.
«Слава, ты знаешь, она должна реветь… Когда приходит беда, женщина обычно начинает стирать или мыть посуду…» – это было очень точно. А еще он предложил мою героиню называть не по имени-отчеству, а просто Надюшей. И сразу стало как-то легко… Стоит ли говорить, что Володя сыграл просто блестяще. Он вообще обладал каким-то невероятным притяжением ».
У главного антигероя Евгения Фокса конечно должны быть женщины самые красивые и одну из них сыграла «главная брюнетка страны» Наталья Фатеева. Ингрид Соболевская предстает в фильме в разных ракурсах: она озвучивает показ моделей 1945 года в бирюзовом наряде. Потом она появляется в коричневом платье.
А дома Соболевская ходит в шикарном кимоно.
После войны пользовались широким спросом трофейные товары. Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию: «На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии... Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы... Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды.»
В фильме общество 1940-х показано, как весьма неоднородный и неоднозначный социум. Так, помимо «светлых сил» во главе с МУРовцами, бывшими фронтовиками и милыми девочками из педагогических ВУЗов и противостоящих им ворам - бандитам, есть ещё один «мир». Это мир маникюрш, модельерш, артисток и манекенщиц - мир, скажем так, весьма тухловатый и не вполне советский. Так, сделать подружкой Фокса учительницу было бы просто немыслимо, а вот модельером или артисткой - запросто!
Женщина после войны - слабая сила, так сказать «вспомогательный персонаж». Бандиты используют красивых женщин в своих целях, как крючок, на который ловится рыбка покрупней.
В сериале Жеглов называет красивой Светлану Волокушину и кажется, что красоты то никакой нет. Но исполнительница роли щеголяющая в норковой шубе английского диплома за сто тысяч Екатерина Градова в реальной жизни была первой женой Андрея Миронова ( с 1971 по 1976) и матерью Народной артистки Росси Марии Мироновой.
А еще Екатерина Градова полюбилась за роль радистки Кэт в фильме «Семнадцать мгновений весны».
Пётр Ручников «Ручечник» сказал о женщинах интересную фразу.
«Кабы при моей работе бабы не нужны были, я бы с ними слова не сказал. Языком метут, как метлой машут. Заразы.»
Есть много поводов пересмотреть мини-сериал, например вышедший аналог «За час до рассвета» режиссера Игоря Зайцева, где действие разворачивается в сорок шестом году, а женщины играют уже заметную роль.
Фатальная Алёна Михайлова - новая роковая #femme fatal и послевоенных лет и современных двадцатых. Ей, как и Светличной одежда не нужна, нужен только «халатик».
Какой сериал больше понравился #за час до рассвета или «Место встречи изменить нельзя»? Какой женский образ самый яркий на Ваш взгляд? Пишите в комментариях, мне важно Ваше мнение.
Читайте также:
Высоцкая против Пересильд
Сбежавшие и оставшиеся свадебные наряды в кино
Звездные шнурки в клипах «Ленинград»