Мне посчастливилось послушать доклады на конференции “Siberian Storyline”, на которой выступали спикеры-преподаватели из разных стран с большим опытом преподавательской деятельности. То, что меня поразило - это необыкновенная простота обучения через истории и, вместе с тем, недоступность для нашей, российской, системы образования, потому что мы не привыкли работать в таком ключе. В нашей системе образования принято фронтальное обучение - когда дети внимают преподавателю и делают только те задания, которые предусмотрены планом. Обучение состоит в непрерывных тренировках, постоянном натаскивании. Неудивительно, что в такой системе очень мало отличников, ведь она по сути направлена только один тип личности - исполнителей. А есть дети-спортсмены, дети -музыканты, дети-художники и т.д. То есть, природные качества некоторых таких детей не развиваются в нашей традиционной системе образования. Я имею ввиду только некоторых, потому что какой-то части детей удается реализовать свои таланты в музыкальной школе, художественной и т.д. Но это доступно не всем детям по разным причинам.
В чем же состоит суть обучения через истории? Если вы умеете наблюдать за детьми, то можете легко заметить как они учатся. Они наблюдают за всем, что происходит вокруг них и потом проигрывают эти ситуации, которые они наблюдали. (Именно поэтому крайне важна благоприятная среда и качественная информация вокруг ребенка). И вот эта особенность детей учиться как раз и используется в обучении через подход Storyline. Преподаватель задает какую-нибудь тему-историю. Дети сами придумывают персонажей истории, их характеры, людей, которые их окружают - вот вам идея как изучить эмоции и поведение людей. Это, кстати, крайне важная тема, т.к. дети с мощью такого подхода могут проживать свои проблемы, могут научиться распознавать людей и как взаимодействовать с разными людьми.
Дети изучают разные профессии и применяют их для своих персонажей. Здесь как раз дети могут “примерить” на себя разные роли в общественной жизни и понять, какая профессия их привлекает больше.
Дети строят для своих персонажей дома из доступных материалов (картона, например), но при этом они могут изучить свойства разных материалов - дерева, кирпича, бетона и пр. Все мы знаем, что стройка - это дело не быстрое и спешка здесь ни к чему. Нужно продумать массу мелочей помимо материала - архитектурные решения (вот вам и черчение, и математика), водопровод и канализацию, (физика, пожалуйста) и пр. Символ дома в обучении - это тоже очень важно. Ведь дом, это не только здание - это место, где человеку важно чувствовать себя комфортно и в безопасности.
Я думаю, что идея понятна - образование встраивается в саму жизнь, а не является чем-то скучным, и непонятным для детей. Обучая детей мы постоянно забываем, что детям важны смыслы, дети не могут хотеть учиться, если они не понимают, для чего это нужно. Но когда дети видят для чего они получают знания и сразу эти знания применяют на практике - то появляется и само желание учиться.
Еще, хочется добавить, что преподавателю работать с использованием такого подхода непросто. Нужно очень любить детей и понимать их. Учить по заранее разработанному плану по стандартной системе значительно проще. Но детям скучно, я думаю, с этим никто не будет спорить. Все потому, что мы не задействуем в обучении природные особенности детей, их живой интерес и жажду познания. В нашей традиционной системе образования мы нещадно задействуем силу воли, на которой держится вся мотивация. Как отличница и медалистка в школе в прошлом, это я хорошо знаю по себе.
Преподавателям английского языка при таком подходе есть где развернуться. Кроме того, этот подход может подстроиться по большое количество учебников английского языка. То есть, мы можем его использовать как вместе с учебником, так и самостоятельно, продумывая разные темы.