За последние 20 лет в Петербурге построено свыше 52 млн м2 жилой недвижимости. Это в 1,7 раза больше, чем за предыдущие 20 лет, с 1981-го по 2000-й.
Благодаря этому в Северной столице удалось ликвидировать дефицит жилья, остались в прошлом времена, когда «улучшение жилищных условий» означало обмен двух комнат в коммуналках на «двушку» с доплатой.
Однако стремительное развитие рынка недвижимости имеет и другую сторону: в высоко конкурентной среде застройщики предлагают покупателям все более качественный, современный продукт — в итоге новостройки быстро устаревают. Более того, бывает, что проект еще не реализован до конца, а он уже морально устарел.
Мы начинаем серию публикаций, посвященных этому феномену: расскажем о том, как понять, будет ли квартира актуальной через 10-15 лет, как определить, насколько прогрессивно жилье, которое вы планируете приобрести, как оценить, будет ли оно ликвидным через несколько лет.
На круглом столе, организованном LegenDaily, эксперты рассуждают о том, почему жилье перестает быть современным.
Всеволод Глазунов, директор по маркетингу холдинга Legenda
Рынок недвижимости стремительно меняется. Девелоперы принесли на рынок много новых потребительских стандартов, существенно изменились подходы к проектированию жилья, изменились форматы квартир, организация участка. Современный новый дом отличается от того, что было построено 10-15 лет назад, как различаются автомобили марок «Жигули» и «Мерседес».
Вы не сможете получить тот уровень комфорта в домах, построенных 10-15 лет назад. В них не предусмотрены системы безопасности, просторные, безбарьерные входные группы, дворы забиты машинами, квартиры нефункциональны. Мир шагнул дальше, так теперь жить не принято.
Формат жизни горожанина также меняется. На первый план выходит эстетика: потребитель видит разницу между обычным домом и зданием с хорошей архитектурой, с грамотно проработанными деталями, с качественными фасадными материалами. Он прекрасно понимает, что дело не только в эстетике: со временем это жилье будет актуально, оно будет хорошо выглядеть, значит, оно будет более ликвидно. И если надо будет недвижимость поменять, то продать квартиру в таком доме будет гораздо проще.
Максим Ельцов, генеральный директор компании «Первое ипотечное агентство»
Раньше дача, квартира, машина — все это было некой целью, к которой люди стремились в жизни.
Сейчас ситуация иная: недвижимость больше не самоцель. Люди хотят, чтобы жилье дарило им комфорт, делало их счастливыми, а не было тем объектом, приобретению которого они должны посвятить всю жизнь.
Еще одно существенное изменение, связанное с насыщением рынка: мы иначе стали относиться к жилью, которое приобретаем. Люди стали понимать, что нужно исходить не только из своих потребностей, из того, нравится ли самому покупателю приобретаемая недвижимость, но и из инвестиционной привлекательности объекта.
Я, например, знаю историю, когда люди купили двухкомнатную и трехкомнатную квартиры, объединили их, и теперь продать эту пятикомнатную квартиру невозможно.
То есть сейчас вам нужно думать не только о том, как вы купите понравившуюся вам недвижимость, но и о том, как вы потом ее продадите.
Олег Манов, основатель и руководитель архитектурной мастерской Futura-Architects, член правления Санкт-Петербургского союза архитекторов
Рынок идет вперед за теми компаниями, которые внедряют новшества: удобные планировки, новые технологические решения, системы безопасности. Очень важной становится архитектурная составляющая проекта, грамотная планировка квартала. Передовые компании это понимают и выводят на рынок более качественные, современные проекты.
Остальные девелоперы подтягиваются к этому уровню, ситуация выравнивается, и лидеры рынка снова предлагают передовые опции.
Однако это требует более высоких затрат, чем застройка квартала похожими друг на друга домами в виде точек или пластин. Не все девелоперы готовы идти на это. В итоге мы видим, что еще не достроенный квартал уже морально устарел.