Все дальше и дальше уходят от нас годы страшной и великой войны, войны, в которой Родина, кровью миллионов ее сынов и дочерей, была защищена от порабощения, помнить погибших и вернувшихся живыми - мы обязаны.
9 мая вновь выйдет на улицы городов и сел Бессмертный полк, пройдут потомки солдат, защитников Родины, с портретами своих героев.
Уральский парень, с не уральским именем Клеван, будет в тех рядах, рядом со своими бессмертными однополчанами.
Отец его, Петр Крапивин, каменотес в уральском селе, рубил камень в карьере, делал мельничные жернова, по мужицки воспитывал сыновей, приучал к труду.
Мама, Лидия Антоновна, урожденная Шешковская с родителями и четырьмя сестрами во время 1 мировой войны были эвакуированы из Польши (Люблинское воеводство) в июле 1915 года вместе с отступающими русскими войсками.
Почему они добрались до Урала? Почему остановились в небольшом селе на берегу реки Ай?
В 1921 году Советская власть разрешила им вернуться на родину.
К этому времени Лидия была замужем за местным парнем из села Новая пристань, у них родился первый сын Евгений. Бросить мужа и с ребенком вернуться в Польшу, Лидия Антоновна не захотела. .
Клеван (Леонид по пристанински) родился в 1922 году и в июне 1941 года призван на действительную воинскую службу в РККА.
13 июня 1941 года 20 призывников 1922 года рождения Саткинским РВК направлены в Челябинск, а оттуда, после формирования эшелона, отбыли в Западный военный округ.
Начало войны новобранцы встретили в эшелоне. Довезли до Житомира, переодели в военную форму, выдали новейшие самозарядные винтовки СВТ, которые требовали тщательного ухода и умения с ней обращаться, что было не по силам молодым не обученным бойцам. Винтовки быстро выходили из строя и старая «трехлинейка» была надежнее нового оружия.
Как вспоминает Клеван Крапивин в своей книге «Страницы жизни» (Симферополь, изд. Таврия, 2005 г.) «В те июльские дни я несколько раз попадал то в одну часть, то в другую. О питании никто не беспокоился, боеприпасов нет. Только займем оборону, и как появятся немецкие мотоциклисты и танки и со своими винтовками мы едва уносим ноги.
Неорганизованность, безалаберщина, я бы сказал, преступная деятельность многих приводила к беспорядочному отступлению, в результате чего мы дважды попадали в окружение, шли ночами на восток и лишь где-то под Житомиром соединились с регулярными войсками. Озлобленные командиры за малейшую провинность расстреливали без суда и следствия. Особенно попадало узбекам, таджикам и туркменам, которые собирались в одну кучу возле убитого, молились и плакали, - а немцы открывали огонь по этим скоплениям. Никто никого не записывал, командиры нас не знали, а мы не знали их. От голода и неразберихи многие уходили в села, оставались там или попадали в плен».
После соединения с регулярными войсками Клеван Крапивин попадает в учебный танковый полк.
В начале апреля 1942 года, получив звание младший сержант Крапивин сел за рычаги Т – 34. Под Сталинградом получил тяжелое ранение, горел в танке. После госпиталя снова в танке, снова бои.
В первых числах апреля 1944 года в составе 19 танкового корпуса участвует в боях по освобождению Крыма. После Крыма в составе 4 Украинского фронта батальон придан 330 пехотной дивизии, бои в Карпатах
«Путь кровавый и жестокий прошли наши войска, прошли мы в составе Юго-Западного фронта в 1941-42 годах, Юго-Восточного и Сталинградского в 1942-43 годах, Южного и 4-го Украинского в 1943-1945 годах, в составе Отдельной Приморской армии при освобождении Севастополя". Победу встретили только 11 мая под Прагой.
В 1946 году, при условии (!) отпуска на Урал, к маме в родное село Новая Пристань, дал согласие ехать учиться в Харьковское танковое училище.
После окончания училища и присвоения звания лейтенант направлен в Группу советских войск в Германии на должность командира взвода танковой роты.
Затем служил на различных должностях в Прибалтийском военном округе, в Румынии, Венгрии.
Прослужив 20 лет, был уволен из Вооруженных сил в 1961 году в звании подполковник.
Увольнение было обосновано Законом Верховного Совета СССР от января 1960 года «О новом значительном сокращении Вооруженных сил СССР». Из армии и флота уволены до 1млн 300 тысяч солдат и офицеров. Зачастую офицеры-фронтовики, орденоносцы увольнялись без пенсии, без средств существования.
Молодые мужчины, офицеры, призванные в годы войны практически со школьной скамьи, не имели гражданской специальности, они умели только убивать. Многие не смогли найти себя на «гражданке». Наиболее целеустремленные и активные сумели получить гражданскую специальность.
Клеван закончил заочно Ленинградский инженерно-строительный институт. Обосновался в Симферополе и двадцать лет проработал на строительстве береговой инфраструктуры Черноморского флота. Закончил карьеру начальником управления капитального строительства Крымского облисполкома.
Умер Клеван Петрович в Симферополе в 2010 году.
Вечная слава героям, защитившим нашу Родину!