Найти в Дзене
Добрый медведь

Служа закону, служу народу. От милиции к полиции.

Оговорюсь сразу. Не ставлю задачей унизить сотрудников МВД и иных сопредельных ведомств. Скорее пытаюсь выразить свое мнение о последних реформах МВД, свидетелем которых я стал.

Итак. в 1997 году я поступил на учебу в 11 класс милицейского лицея, где в течение двух лет помимо общеобразовательных предметов нашему брату-лицеисту давались юридические дисциплины, боевая и некое подобие огневой подготовки, а также шуштра и строевая в неограниченных объемах, несение нарядов, ну то есть все, что необходимо в жизни нормальному пацану. Естественно все это обильно разбавлялось мощной пропагандой, на темы: "Россия-великая держава", "Долг милиции в защите народа", "Великая честь быть милиционером" и все в этом роде. Само собой к моменту выпуска мы представляли собой одиннадцатиклашек, мечтавших о поступлении в учебные заведения МВД и готовых в любой момент начать сражаться с тыщами бандитов. Тогда все было просто и понятно. В головах черное было черным, а белое белым.

После выпуска, при распределении для поступления в учебные заведения МВД понятия о черном и белом начали размываться, поскольку меня направили в средне-специальную школу милиции Нижнего Тагила, несмотря на довольно приличные оценки в аттестате, зато паренька из моего класса, имевшего твердые трояки по всем предметам в юридический институт поближе к дому, так как его родитель являлся заместителем начальника городского УВД.

Незаметно пролетели два года учебы. В Тагиле на тот момент был достаточно серьезный преподавательский состав, а также курсовые офицеры, которые вдалбливали в наши курсантские дубовые головушки основы службы в милиции, как в плане законодательства, так и в плане практических навыков поведения с жульем с коллегами.

К выпуску из НТССШМ почти все выпускники- новоиспеченные лейтенантики, мечтали об оперской работе: засады, задержания, погони за преступниками, оперативная работа, граждане, до соплей благодарные за поимку убивца ну или возврат "покраденного телевизера", ну и все э этом роде. В общем романтика сотого уровня.

В родном УВД после моей пламенной речи о невообразимом желании приносить человекам пользу путем несения службы, именно в составе уголовного розыска, меня естественно с быстротой космической ракеты, запихали в участковые инспектора( УИМ). Однако каким-то чудом и с условием не использования отпуска (ну по документам он идет, а в жизни-нет) дали возможность проявить себя в отделе раскрытия тяжких преступлений против личности( убойный отдел).

Через некоторое время я начал замечать, что образ ментовки и ее сотрудников, навеянный в учебных заведениях, мягко выражаясь не соответствовал реальности. Во- первых это то, что бухали все. Поголовно. Синячили ежедневно.

Это выглядело примерно так: с утра занимаешься бумажной работой: материалы, отдельные поручения, дела, прочая херня, которая в принципе никуда не убывала, сколько ей не занимайся. Ближе к окончанию рабочего дня светлый моцг руководителя отделения вспоминал о небходимости "где-нибудь откапывания справки на раскрытие". Это такая бумаженция, выполняющая функцию пропуска домой- "Есть справка- идем домой, нет справки- ищем до следующего утра". Потому как показатели никто не отменял.

Соответственно весь личный состав сразу же начинал усиленно прикидываться Шерлоками Холмсами и Эркьюлями Пуарами в попытках придумать место, где можно раздобыть заветную бумажонку. В итоге кто-нибудь обязательно вспоминал, что недавно слышал, что "Таньку из 35 дома по- пьяни, спящую, половой разбойник Вовка использовал в своих грязных целях и это в принципе потянет на 131 УК РФ (изнасилование), а соответственно можно получить заветный пропуск для похода к родному очагу.

Здесь срабатывал принцип разделения труда. Самый хитрый опер мчался к Таньке, принимать заявление по ст. 131 УК РФ, само собой с бутылкой конфискованного алкоголя, поскольку Танька в принципе ничего против данного события и Вовки как такового не имеет и вообще, учитывая ее внешние тактико-технические данные ей неимоверно повезло. Но мы очень хотим домой!!!

Остальные товарищи, имеющие выдающиеся физические данные с помощью трамвая телепортировались для обезвреживания и захвата опасного преступника Вовки, так жестоко надругавшегося над дамой.

После совершения двух вышеупомянутых таинств, самый хитрый начинал общение с изловленным половым хулиганом, при этом активно используя братскую помощь товарищей с выдающимися физическими данными. В конце беседы рождалось чистосердечное признание, адаптированное с заявлением о преступлении от гр. Ивановой Т.А., а также протокол его допроса в качестве подозреваемого. И наконец-то прокурорская следачка подписывает сокровенную справку.

Все молодцы и могут идти восвояси. Но личный состав переполняет чувство выполненного долга от защиты поруганной чести прекрасной дамы, а данное чувство требует выхода. Водка и закуска в магазине. Туда словно быстроногая лань, с языком на плече мчится самы молодой в отделении, а потом в кабинете, в окружении скособочившихся шкафов и письменных столов, изьятых сапогов, мотолков, дубин и ножей, личный состав "убойного" отмечает раскрытие. Наутро, с жуткой головной болью и неповторимым амбре, повторяем день вчерашний. Поначалу я пытался отказаться от данного мероприятия, поскольку бухать особо не любил, а дома ждала девушка, с которой вроде как намечалась семья. Но братья-опера тактично намекнули, что кто не празднует, тот дежурит в режиме сутки-двое (сутки дежуришь, двое работаешь) и разгребает бумажки за всех. Потом пару раз тихонько сматывался, после чего в воспитательных целях дежурил в течение двух недель. Так в милиции тех времен воспитывалось чувство товарищества, а также вера в нерушимость милицейских традиций.

В целом конечно милиция по большей части работала за идею, при мизерных зарплатах опера готовы были по нескольку суток работать для поимки преступника, про взятки даже не было речи, хотя и были способы относительно законные способы поправки материального положения по 9 статье (но это секретная информация), другие службы также вносили свою лепту: патрульные задерживали по горячим следам, участковые знали свой участок и держали порядок и т.п.

Конечно же приближенные к деньгам и власти начальники всех мастей пользовались положением для получения материальных выгод. Да и особо это и не скрывалось от подчиненных.

В дальнейшем МВД к откровенно палочному режиму ввело порядок тотальной регистрации абсолютно всех и любых сообщений, что привело к... даже не знаю, какой определение подобрать. К примеру наряды вневедомственной охраны (одного из самых боеспособных подразделений тогда уже полиции) города, были вынуждены два часа колесить по району для обнаружения следов НЛО, летавшего над местным заводом. Звонил бухой охранник с парковки. И таких примеров уйма. Но тем не менее изменения в системе начались.

Через пару лет я перевелся в районное ГАИ инспектором по розыску. Считая что это работа будет связана с розыском и задержанием похищенного автотранспорта я жестоко заблуждался. Это были отчеты, отчеты по предоставлению отчетов предоставлению отчетов по составлению отчетов о предоставленных отчетах. Однако коллектив был небольшой и достаточно сплоченный на фоне тотальной коррумпированности, что никто ни от кого не скрывал, а соответственно никто ничего и не стеснялся. На утренних оперативках начальник отделения грозно предупреждал инспекторов, работающих по выездам на ДТП и "на дороге", чтобы не борзели, если уж берут, технадзор отстал от некоего предприятия, так как они оплативают "День ГАИ" и ремонт автомобиля и так далее. розыскников на оперативках не трогали. В дальнейшем пройдя службу в строевых подразделениях (полку ДПС) я понял, что на дороге менты вовсю берут деньги от водителей "без протокола", Командиры за отдельную плату ставят подчиненным отпуска в удобное время, а также "хлебные" места несения службы, ну и само-собой крышевание всех видов и форм.

В милиции того времени все службы более или менее мирно сосуществовали и не мешали друг-другу делать свое дело. "Попался на взятке- дай взятку, чтобы тебя не трогали".

Конечно были честные и неподкупные люди, грамотные и принципиальные руководители и рядовые сотрудники, но эти люди скорее не вписывались в общую картину службы и их старались убрать любыми способами.

Метаморфозы все продолжались.

В преддверии реформы, руководство главков МВД начало беспрецедентную борьбу за показатели. На местах заставляли буквально заниматься фалисификацией абсолютно всего, что могло повлиять на оценку деятельности, следствие выставляло липовые окончания дел, уголовный розыск липово раскрывал липовые преступления, про участковых без слез невозможно рассказывать, а в ГАИ выявляли липовые нарушения, укрывали от учета погибших и раненных при ДТП.

В декабре 2012 года мы получили первую зарплату полицейского. Радости не было предела. Эх заживем! Но пендаль уже мчался в сторону реформированной милиции.

Первые сюрпризы начались с того, что в ходе так называемой переаттестации, все менты, имеющие свою точку зрения, не боящихся ее отстаивать, короче правильные мужики, не прошли ее. О том, что остались откровенные взяточники и Ж@полизы даже нет смысла говорить, а остальные сотрудники попросту люди, готовые выполнять абсолютно любые распоряжения.

Далее руководство начало усиленно накладывать дисциплинарные взыскания на сотрудников, до реформы выполнявших их же указания об "улучшении" показателей. Так появилось выражение- "выговоров, на на новогодней елке".

Сокращение региональных главков приобрело некий извращенный характер. Сокращают какую-либо должность в управлении, соответственно данного сотрудника переводят работать на вакантную должность в какой-нибудь райотдел участковым, или опером, или еще кем-нибудь, де факто он как работал в управлении, так и остался там. Привело это к тому, что на "земле" стал образовываться мощнейший кадровый голод. В дежурной части одного из Пермских отделов полиции, по указанию начальника ОП, была трудоустроена некая мадам, которой никто и в глаза не видел за все время службы.

Перед новым годом по традиции на наше подразделение выписали некую сумму в качестве 13-й зарплаты, а поскольку коллектив небольшой, то конечно же все знали сколько положено каждому сотруднику. Когда руководитель выдал ровно половину суммы, всем конечно же стало интересно: " КАКОГО Х.... тут происходит?" Оказывается ровно половину ланной суммы пришлось отнести в отдел кадров. Куда отправились наши премии дальше, неизвестно, но было как-то некомфортно.

В следующие годы стало как-то привычно, что опера ходят и клянчат в дежурной части справку на раскрытие ПОБОЕВ, или угрозы убийством, вместо раскрытия реально совершенных преступлений, сотрудники уголовного розыска, следствия проработавшие в районе год-полтора берут взятки, за получение дисциплинарных взысканий сотрудниками дежурных частей за несвоевременный выезд наряда полиции на место происшествия (при полном отсутствии нарядов), за то, что жулик провел в камере более суток (по указанию начальника отдела полиции), что участковые... этих бедолаг просто в задницу запихали.

Что же изменилось?

Взяточничество. Берут поголовно. Повышение зарплат никоим образом не сказалось на коррупции. Выросли только размеры взяток. 1-30 тысяч рядовые сотрудники. А про руководящий состав всем известно из новостей.

Раскрываемость преступлений. За год мою дачу "выхлопали" дважды. Сперли инструмент и всякую мелкую хрень. Дважды ко мне приезжала следственно-оперативная группа. Возбужденные уголовные дела благополучно прекращены за не установлением лица, несмотря на то, что я знаю жулика, операм об этом довел, а также всех лиц, кто видел факт кражи. Девочка- следователь долго хлопала на меня полуметровыми нарощенными ресницами, заполняя протокол допроса потерпевшего, с дичайшими грамматическими ошибками. В общем так и не смогли ничего раскрыть. Уверен, что это поголовная практика. Участковые перегружены работой до такой степени, что про знание своего участка, лиц склонных к..., и т.п. наверное на стоит даже упоминать. В следственных отделах работают малограмотные девочки, своей раскраской напоминающие нечто среднее между между африканским попугаем, индейчем племени " Шошон" (в боевой раскраске) и цветной таблицей для проверки зрения железнодорожников).

На боеспособности МВД отрицательно сказался вывод таких подразделений как Вневедомственная охрана, ОМОН, СОБР, которые вошли в состав крайне странного образования под названием "Росгвардия"- службе с непонятными целями, расплывчатыми задачами и совсем загадочным регламентом работы.

На техническое оснащение ГИБДД тратятся колоссальные деньги. Структура превращена в машину для добывания денег государству. " Основными задачами службы является защита жизни и здоровья, законных прав и свобод, а также имущества граждан. Организация безопасного и бесперебойного процесса дорожного движения....."

Хе-Хе. Точно так? Я помню эти строки еще из 297 Приказа МВД.

В настоящем вряд-ли есть у сотрудников МВД такие понятия- честь офицера, честь мундира, верность присяге. Да и чего можно ожидать от "защитников" народа, которые с института предпочитают скинуться преподавателю, чтобы не прилагая усилий сдать экзамен.

Уверен, что в дальнейшем не стоит ожидать никаких реальных действий, направленных на оптимизацию деятельности МВД, направленных на укреплении дисциплины и законности в рядах служителей закона, кроме массовых публикаций слезно-патриотических видеороликов с обязательним применением счастливых детишек и аккуратных старушек.

Ну вот как-то так наверное