Первосвященники, книжники и старейшины, стоя у Креста, насмехались: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него». Часто и люди, которые когда-то решили посвятить свою жизнь служению Богу и ближнему чувствуют, что уже не в состоянии нести свой крест. Возникает искушение сойти с креста, вернуться к нормальной обычной жизни. Что привело к такому плачевному положению? Что поможет не выгорать? И самое интересное – что делать тому, кто почувствовал выгорание?
Мы продолжаем разговор о выгорании в милосердном служении . Сегодня нашим экспертом стала психолог, руководитель Службы психологической помощи «Ладья» Надежда Гавриловна Валинурова :
– Эмоциональное выгорание – это нарастающее эмоциональное истощение. Чтобы защититься от него, душа становится «глухой», то есть старается не реагировать на травмирующие факторы. Сначала появляется безразличие (человек выполняет свою работу механически), затем приходят мысли о собственной профессиональной непригодности, и в итоге человек может дойти до потери смысла жизни.
Обычно причинами выгорания объявляются ошибки в распределении нагрузки, недостаток качественного отдыха, отсутствие или неадекватность вознаграждения, длительное отсутствие ожидаемых результатов, поддержки руководителей и коллег и так далее. Но все это, как мне кажется, совершенно незначительные причины. Все это может встретиться на любой работе, светской или церковной, в социальном служении или на заводе. Решаются эти вопросы через конструктивный диалог с руководителем, коллегами и через переосмысление отношения к работе.
Но если мы говорим о милосердном служении в Церкви, то есть действительно глубокие и серьезные проблемы, приводящие к выгоранию.
Настоящая мотивация
Выгорание приходит быстрее, если у человека неверная мотивация. Общение с сотрудниками и сестрами Православной Службы Милосердия показывает, что люди приходят сюда по очень разным причинам. Кто-то приходит в милосердие, потому что его ценят как личность, ему нравится коллектив, в конце концов он сам себя уважает за то, что делает добро. А кто-то пришел потому, что нет другой работы, что натерпелся на светской работе. И в принципе хорошо, что человек осознал, чего он хочет от коллектива, от работы и сделал выбор. Рыба ищет где глубже, а человек где – лучше.
Почему не выгорела доктор Лиза, ведь она вела много проектов, часто встречалась с травмирующими ситуациями, весь день был расписан до минуты? Потому что она, по ее собственным словам, делала все это по призванию. Она чувствовала это призвание и говорила: «Это мой выбор, по-другому не могу». То есть должна быть глубокая внутренняя потребность, а не просто искание внешних удобных тебе обстоятельств, в которых ты как-то раскрываешься.
Не выгорает тот человек, у которого есть личная потребность и ресурс делиться своей заботой, теплом, любовью. И эта потребность не зависит ни от похвалы, ни от вознаграждения.
Иногда человек в добром уме, как ему кажется, свидетельствует о том, что у него такой мотив есть, что он хочет приступить к служению милосердия. Но даже и тогда он может ошибаться, принимая желаемое за действительное. Он просто еще не увидел своей настоящей мотивации.
И с этим надо разбираться, как говорится, на берегу, потому что не каждое служение ты сможешь оставить без травматичных последствий. Это ведь не работа почтальоном, которую, если не потянул, всегда можно оставить. Милосердие более глубоко проникает в нашу жизнь, потому что мы имеем дело с людьми, которые к нам привязываются, к которым привязываемся мы и несем за них ответственность.
Внешнее послушание
Часто православные люди решаются делать что-то по послушанию, не вникая в суть предлагаемого дела, в свои возможности или таланты. Бывает, что послушание используется как педагогическое средство. Но если человек внутренне не созрел для служения, ничего доброго из этого не получится, и, внешне поднимая планку, человек не сможет выполнять заповеди Христа.
В большинстве случаев это оказывается только внешним послушанием, когда человек принимает волю другого человека и одновременно снимает с себя всяческую ответственность за то, что будет происходить дальше.
Внешнее послушание, если в душе человек протестует, опасно. Ведь он может быть категорически не согласен с тем, что ему предлагают делать, но он молчит и по каким-то причинам не рассказывает об этом руководителю или духовнику. В процессе исполнения такого послушания он может чудом смириться и обрести личную потребность в служении. Но чаще происходит обратное: неудовлетворенность влечет за собой усталость, затем появляется раздражение, затем апатия и выгорание. А человек продолжает молчать вместо того, чтобы проговорить то, что он переживает, как относится к своему поручению.
Причем некоторые попадают в такое положение случайно, неожиданно для себя, а кто-то идет на это осознанно, думая, что так он борется со своим эгоизмом. Человек напрашивается на заведомо сложное для себя послушание и занимает позицию мазохиста (чем мне хуже, тем лучше). Если его спросить: «Зачем ты это делаешь?» – он скажет, что хочет смиряться. Но ведь смириться – это значит стяжать мир души. А какой тут мир, если ты во время служения весь такой покладистый, смиренный, тихий, белый и пушистый, а придя домой, срываешься на ближних? Или ты бегаешь по десяти патронажным адресам, а на своих близких времени и сил не хватает. Или тебе тяжело, и ты уже видеть не можешь не только подопечных, но и себя в зеркале – где тут смирение? И чем тут поможет послушание?
Смиренный человек действительно обладает мирным расположением духа, он не склонен к депрессии, он не теряет вдохновение в работе и служении.
Дохлая лошадь
Если человек заметил в своей душе, в поступках и взгляде на мир тревожные симптомы, то он должен сказать себе «СТОП». Остановиться и подумать, в чем причина его плохого настроения, самочувствия, выгорания. Остановка и даже отказ от служения не делает его автоматически отступником дела, Церкви, руководителей, духовника, давшего послушание, коллег и подопечных. Нет. Он остается христианином и человеком, просто этот человек задумывается о своих границах.
Есть притча о лошади. Предстояло восхождение в гору, и на нее хозяин нагрузил много вещей. В пути лошадь поняла, что ослабла и попросила идущего рядом осла: «Возьми у меня хоть одну торбу». На что он ей ответил: «Нет, сама взяла, сама и неси». Хозяин тоже не внял ее мольбам. Лошадь вздохнула и потащила груз дальше. Но потом силы кончились, она упала и сдохла.
Вот мы иногда себя ведем, как эта глупая лошадь. Если ты чувствуешь, что больше не можешь, что или кто мешает тебе сбросить этот груз?
Много раз, беседуя с людьми, которые переживают выгорание в сфере церковного служения, я замечала следующее: человек набирает себе много разных послушаний, а потом думает, отчего же ему жизнь не мила. Еще и удивляется: «Я же все по послушанию делаю, почему силы на исходе?». И он совершенно не видит или не хочет себе признаться, что все это он делает из человекоугодия и в итоге по тщеславию!
Сказать «стоп», признаться в своей слабости и пойти и раскрыть свое сердце священнику или обратиться к психологу, чтобы разобраться в ситуации, подумать, что с тобой происходит, почему ты «свой возок» не тянешь. Может быть, это состояние временно, и тебе нужно просто восполнить ресурсы, которые ты тратишь и не восполняешь. Может быть, у тебя проблемы с верой, ты думаешь о послушании, смирении, служении, спасении не по-христиански. Но если окажется, что в основе твоих мотивов лежит человекоугодие, гордость и тщеславие, надо отказаться от какого-то послушания.
Человек разобщен, расколот грехом: сознание отдельно, воля отдельно, сердце отдельно. И чем сильнее разобщенность, тем сложнее ему нести служение. Сначала надо навести порядок в себе, а потом идти и «причинять милосердие».