Дорогие мои подписчики и читатели! Очень благодарна вам за интерес к моим статьям и рассказам. Многие уже поняли, что у канала нет определённой темы. Пишу немного обо всём, из различных сфер моих интересов. Делюсь своими знаниями, историями, опытом.
Сегодня хотела рассказать историю об удивительных способностях личности. Конечно, любой любящий родитель с раннего возраста замечает особенности своего ребёнка, видит, чем он отличается от других, восхищается его талантами и хорошо, если при этом знает как развивать то, чем одарила природа его любимое чадо. Итак, о неординарных способностях.
Не ставлю своей целью перечислять известные большинству людей факты из истории человечества. Хотя меня всегда поражали такие способности, особенно возможности памяти. На мой взгляд, авторитету и успеху Александра Македонского, например, во многом способствовало то, что он обладал феноменальной памятью и знал по имени каждого воина своей 30-тысячной армии.
Никогда не сомневалась феерической способности Вольфа Мессинга производить чтение мыслей, или, как он выражался:
"...чтение мускулов...Когда человек напряжённо думает о чём-либо, клетки головного мозга передают импульсы всем мышцам организма. Их движения, незаметные простому глазу, мною легко воспринимаются".
Сегодня речь пойдет об удивительных способностях ребёнка, с которым знакома лично. Строго говоря, эта тема из области психологии. Однако, зачастую каждый из нас рано или поздно сталкивается с интересными, иногда необычными способностями человека. Например, практически естественными явлениями считаются экстрасенсорные возможности, способность удерживать в памяти сотни страниц печатного текста, производить в уме сложнейшие вычисления.
Бывает, что уже у младенца мы замечаем какие-либо задатки неординарности или узнаём о возможностях человека "натренировать" себя самым разнообразным неимоверным трюкам. Не является секретом, что есть различные тренинги и пособия, помогающие лучше раскрыть потенциал умственного развития. Если грамотно применять возможности своего организма (мозга, памяти), то можно достичь большего успеха в жизни, лучше усваивать знания, познавая множество новой информации.
Словари и учебники определяют способности как свойства личности, позволющие успешно развиваться определённым видам деятельности. Изначальные задатки благодаря деятельности и обучению вырастают в способности. Очень важно заметить эти задатки и содействовать их развитию.
Сегодняшняя история связана как раз с задатками. В жизни мне довелось знать несколько детей, которые, очевидно, с рождения (от природы) владели такими психическими регуляторами, которые обусловили их способности быстро, глубоко и прочно овладевать знаниями и запоминанием информации. Вот одна из историй.
У моей давней приятельницы Лидии Михайловны 17 лет назад родилась внучка. Я ещё не видела девочку, но уже была наслышана, какой прелестной оказалась внучка с удивительно умненькими, выразительными глазками. Бабушка, увидев девочку, сразу сказала: "Анютины глазки!" Девочку назвали Анной, но называли только Анютой. Она была вторым ребёнком в семье. Новорожденная нормально развивалась, многому училась у старшей сестрички-первоклассницы. В общем, всё как обычно: милый, активный ребёнок.
Увидела я Анютку в полтора года. Однажды прихожу в гости к Лидии Михайловне, а на полу в прихожей Анютка играет с машинками. Одна из машин "наехала" мне на ногу, девочка стала забирать её, но залюбовалась моими новенькими кроссовками. Тычет в них пальчиком и произносит: " Е...е...к.." Я не сразу поняла, что малышка читает знакомые ей буквы на моей обуви фирмы Reebok. Благо, в доме имелась Азбука, по которой обучалась старшая внучка, и мы с Анютой взялись её рассматривать. Каково же было удивление бабушки и родителей - Анютка знала все буквы русского алфавита!
Имея природные данные, она без особых усилий, находясь рядом с сестрой, изучающей буквы, тоже их запомнила. Оказалось достаточно уделять ей ежедневно по 15-20 минут, и ребёнок одновременно с навыками речи стал сразу приобретать и навыки чтения и письма. В два с половиной года девочка смогла самостоятельно читать книжки. Чтение стала её любимым занятием. Она частенько уединялась с интересной книгой, не любила играть с другими детьми. Мир книги она предпочитала миру детских игр и общению. На прогулках девочка чаще находилась в кругу подружек сестры. Детский сад посещала крайне редко, проводила много времени с бабушкой, которая хлопотала по дому, а девочка могла наслаждаться чтением. Все знакомые только завидовали - какой славный и способный ребёнок.
Такое положение вещей устраивало всю семью: девочка занята любимым и полезным делом. Родителей не взволновал факт добровольного лишения ребёнка возможности общения со сверстниками. Анюта росла разумной, практичной, послушной, знала намного больше своих сверстников - на радость родителям.
Проблемы начались, когда читающая, пишущая, рассуждающая как взрослая, девочка в 6 лет пошла в первый класс школы. В классе она скучала, на переменах сторонилась одноклассников, подчиняться общим правилам ей было тягостно. Проявляла упрямство в отстаивании своей свободы.
Период адаптации к обучению в коллективе проходил очень сложно. Учительница подняла тревогу, заподозрив у девочки аутизм. Для родителей это не просто стало неожиданностью, но и превратилось в какой-то кошмар. Дома они вели долгие беседы с дочерью, убеждали, что в школе все равны, и она должна быть как все. Ни папе, ни маме не пришло в голову заглянуть в книги по воспитанию, проанализировать, почему и чем дочь отличается от одноклассников. Почему ей, такому способному ребёнку, тяжело учиться в школе?
Ситуацию удалось изменить после ряда консультаций в центре психологической помощи. Опытный специалист-психолог заверил, что девочка - вундеркинд, никаких признаков аутизма в помине нет. Объяснил, что с её неординарными способностями, девочке необходимо и особое внимание. Рассказал о том, что одарённые, талантливые гениальные дети гиперчувтвительны и часто замкнуты. Мозг такого школьника зачастую по-своему или долго анализирует информацию, занят её "перевариванием" и отсекает все отвлекающие факторы.
Порекомендовал для девочки школу с гуманитарным уклоном, сам лично побеседовал с учителем и психологом в новой школе. Бабушка стала сопровождать Анюту на учёбу, так как пришлось ездить на автобусе (шесть остановок от дома). Но общими усилиями семьи и школы, благодаря индивидуальному подходу, обучение постепенно вошло в нужное русло. При улучшении жилищных условий семья даже посчитала необходимым сменить место жительства ближе к этой школе.
Долгое время в силу навалившихся разом проблем, я крайне редко общалась с Лидией Михайловной, только в праздники иногда перезванивались. Об Анюте знала, что всё нормально, учится отлично, но друзей практически нет, очень упрямая. Потом узнала, что умница поступила в юридическую академию и успешно "грызёт гранит науки". Её упрямство теперь обернулось целеустремлённостью: девочка твёрдо знает, чего хочет добиться в жизни и что нужно для этого делать.
Когда в прошлом году Лидию Михайловну вовлекли в организацию с мошенническими схемами заработка, она быстро разобравшись в ситуации, прекратила работать в ней. Но опытные мошенники предъявили женщине солидный счёт за якобы оказанные услуги. Пришлось правду искать в суде. Роль защитника на себя взяла Анюта. Она очень квалифицированно представила суду документы и проконсультировала бабушку, как вести себя на заседании. Успех молоденькой юристки (только начинающей обучение!) был ошеломительным. Ещё и моральный ущерб выплатили бабушке!
Эта история вспомнилась мне после прочтения статьи "Что такое умный ребёнок? Школа и жизнь" на канале Журнал Ломоносов-клуб (ссылка), в которой автор поднимает проблему обучения и воспитания талантливых, "умных" детей, предлагает задуматься, какой должна быть современная школа, создающая условия для всестороннего развития и дающая возможность развиваться способностям и дарованиям.
Как мы убедились, огромное значение имеет семейное воспитание, умение родителей заметить задатки детей, не махнуть на них рукой, не заниматься попустительством, а помочь их развить. При этом школьная система должна быть готова к личностному подходу, способна взрастить думающих и ответственных граждан.
Воспитание - процесс многогранный... Я лишь прикоснулась к отдельным аспектам работы со способностями ребёнка.
Благодарю за внимание к статье! Очень рада, если что-то из написанного поможет разобраться с проблемами воспитания.
С какими трудностями сталкиваются одаренные дети и как раскрыть их потенциал можно прочитать подробнее на сайтах:
https://www.syl.ru/post/home-and-family/19706
https://psy-files.ru/family/odarennye-deti-osobennosti-psihiceskogo-razvitia.html
P.S. Если Вас заинтересовала статья, то ставьте лайк (палец вверх) и подписывайтесь на мой канал .
Ваше мнение очень значимо для развития канала на Яндекс. Дзен и мотивирует автора создавать новые публикации.
С моими рассказами и статьями можно также ознакомиться на сайте Проза.ру - ссылка.