Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала. Этой публикацией начинаю цикл статей о полковнике Орленко. На своем канале я уже достаточно писал о 12-ом мехкорпусе, который эффективно сражался с врагом в начале Великой Отечественной войны, и это несмотря на не самую лучшую в качественном отношении материальную часть. Погиб и командир корпуса генерал Шестопалов (читать здесь) и оба его славных командира танковых дивизий (но позже): 23-ей ТД Орленко и 28-ой ТД Черняховский (читать: 1, 2, 3, 4). И если имя Иван Даниловича Черняховского всем хорошо знакомо (самый молодой командующий фронтом и генерал армии), то о Тимофее Семеновиче Орленко знают только знатоки военной истории. Правда о нем упоминается в фильме Озерова "Битва за Москву", однако история о гибели полковника там, мягко говоря, искажена, но об этом позже.
Тимофей Семенович Орленко вступил в Красную Гвардию уже в 1917 году, участник гражданской войны. За бои на Туркестанском фронте награжден орденом Красной Звезды. Военную школу окончил в 1925 году в Ташкенте, а в 1937 году Военную академию механизации и моторизации РККА. После этого назначен командиром танкового батальона. Далее проходит учебу в Академии Генштаба РККА. В марте назначен командиром 23-ей танковой дивизии в Прибалтийском военном округе. В этом статусе Орленко и встретит Великую Отечественную войну. В общем к 22 июня Тимофей Семенович был грамотным хорошо подготовленным командиром, что он и докажет после немецкого вторжения.
Итак, командир 12-го мехкорпуса генерал-майор Шестопалов еще 18 июня в 13:00 отдает приказ №0033 о приведении дивизий корпуса в боевую готовность. 23-ая танковая дивизия, исполняя приказ, выступила в поход, совершая марш скрытно в ночное время. Важно, что моторизованный полк дивизии остался в Риге. К 21 июня 1941 года соединение Орленко сосредоточилась в указанном районе: Тиркшляй, Седа,Тельшяй, Тришкяй, KП - лес 2 км севернее Наримдайчяй.
Благодаря отводу войск из районов своей постоянной дислокации удалось избежать потерь от ударов вражеской авиации. На 22 июня 1941 года в 23-ей танковой дивизии было: 350 танков Т-26, 17 Виккерсов, 15 бронеавтомобилей. В 9 утра Орленко получил приказ: ликвидировать противника в районе Кретииги и ударить во фланг противника в районе Таураге.
В районе Плунге, вечером вступили в бой. Полностью, однако, дивизия в бой не вводилась. Так как 204-ый стрелковый полк смог выйти с артиллерией из окружения. Однако появление танковой дивизии на этом направлении свою роль сыграло. 23 июня с полудня дивизия выдвигалась на Тверяй, где на марше подверглась артобстрелу 61-ой пехотной дивизии Вермахта. В окружение попал 45-ый танковый полк, однако нашим парням вскоре удалось пробиться. Только вечером 23 июня дивизия сосредоточилась в районе Лукава. В 22 часа вступили в бой с немецкими танками, которые обратили в бегство уничтожив 23 машины противника (своих Т-26 потеряно 13). Преследовать не стали из-за наступления темноты.
На следующий день, по приказу Шестопалова передали два батальона в распоряжение командира 90-ой стрелковой дивизии, совместно с которой пытались окружить немцев в районе Шавдов. Атака была неудачной, несмотря на героизм наших воинов, уничтожив до батальона пехоты и три артбатареи врага наши отошли. Потеряно более 50 танков.
Всего к 25 июня было потеряно до 30% танкового парка. Но и уничтожено немало. Большие потери были от действий авиации противника. Так закончились первые три дня войны для полковника Орленко и его танкистов. Главные бои еще впереди. Продолжение следует. Если понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал.
Колесников Василий Григорьевич ©