Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Лучший психолог Минщины: «Дети — отражение нас и тех проблем, которые происходят в семье»

Стали известны результаты конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог — 2021» Минской области. Лучшей в нем стала психолог Лошницкой гимназии Борисовского района Елена Дубновицкая. MЛЫН.BY связался с победительницей конкурса и узнал, с какими детскими и подростковыми проблемами ей приходится работать и почему так важно при их решении взаимодействовать с родителями и педагогами.

— Елена, рассчитывали ли вы на победу в конкурсе?

— Как и любому человеку, где-то в глубине души мне хотелось стать лучшей, и я планомерно к этому шла. Но мой успех не был бы возможен без помощи коллег и руководства школы, которые помогали мне и поддерживали на протяжении всего конкурса. Во многом благодаря им мне и удалось добиться такого высокого результата. Сам же конкурс был очень волнительным и проводился в несколько этапов. Он позволил мне научиться чему-то новому, например, видеосъемке, которую я готовила впервые, посмотреть на себя с другой стороны. То есть состязание стало для меня маленькой ступенькой к саморазвитию.

— Как долго вы в профессии?

— У меня интересная история. Сперва я окончила Борисовский педагогический колледж по специальности «Дошкольное образование (немецкий язык)». Это было в конце 90-х. Тогда было достаточно проблематично найти работу, и я пошла воспитателем группы продленного дня. Параллельно поступила на педагога-психолога в педагогический университет имени Максима Танка. Училась заочно, и на последнем курсе уже работала по новой специальности. Получается, в профессии я с 2003 года. Непосредственно в Лошницкой школе тружусь с 2011 года.

-2

— Часто ли сами школьники обращаются за помощью к психологу?

— Я работаю с разными детьми: теми, кто приходит сам, и теми, кого направляют ко мне различные службы. Причем взаимодействую не только с несовершеннолетними, но и с их родителями, а также педагогами. То есть работа строится со всеми участниками образовательного процесса. Где-то сами просим родителей прийти на психолого-педагогическое просвещение, поскольку без их помощи некоторые вопросы не могут быть решены. Они, например, могут повлиять на то, чтобы ребенок где-то исправился, а где-то, наоборот, у него раскрылись какие-то возможности, потенциал. Иногда нужна и работа с педагогом — он тоже является важным звеном формирования личности ребенка, поскольку в школе дети проводят значительную часть времени.

— Охотно ли родители идут на контакт?

— Да. Единственное, я стараюсь подстраиваться под них — не у всех работа позволяет прийти в школу в учебные часы. Кто-то работает посменно. Поэтому подбираю удобное для них время согласно их занятости — это может быть вечер буднего дня или суббота. Бывает и так, что появляются вопросы, которые нужно решать экстренно в тот же день. Пытаюсь донести это до родителей. В среднем за учебный год провожу с родителями более 100 консультаций, с учащимися — около 160, это и групповая, и индивидуальная работа.

-3

— Тяжело ли работать с родителями?

— Я всегда акцентирую их внимание на родительские установки. Довольно часто мамы и папы пытаются улучшить своих детей, формируя у них определенные стереотипы поведения. То есть, если они в жизни чего-то не достигли, то хотят, чтобы их ребенок обязательно это сделал. И здесь достаточно часто приходится разъяснять родителям, что они предъявляют повышенные требования к своему сыну или дочке и что-то, что они ожидают, не может произойти сиюминутно. Надо понимать, ребенок, приходя в этот мир, учится всему на протяжении всей своей жизни, а школьные годы — это в первую очередь труд родителей, детей и педагогов. Чтобы достичь определенного успеха, нужно пройти очень долгую ступеньку. Я всегда объясняю своим ученикам: если вы сегодня получили плохую отметку, это вовсе не говорит о том, что она является конечным результатом ваших знаний, поскольку темы бывают и сложными, и легкими. Возможно, вы просто что-то недопоняли. Это же объясняю и родителям, пытаюсь донести до них, в чем заключается их ошибка. Таким образом, происходит и психолого-педагогическая работа, и разъяснение, и пропаганда. То есть мамы и папы узнают о том, как нужно поступать в каких-то конкретных ситуациях, связанных с обучением, или в период подросткового возраста, когда происходит формирование индивидуальности у ребенка, — кто-то уходит в неформальное объединение, кто-то, наоборот, начинает больше общаться со сверстниками.

-4

А еще я говорю каждому родителю такие слова: главное — не навредить. Всегда рекомендую побольше любить и обнимать своих детей. Мы получим от ребенка то, что в него вкладываем. Если это будет душа, любовь и терпение, то получим то богатство, которое окажется для нас большой радостью и подспорьем. Еще нужно помнить, что дети — отражение нас и тех проблем, которые происходят в семье. Если у ребенка потухли глаза, значит — что-то происходит. Возможно, разводятся родители или произошел какой-то конфликт. Каждая семья индивидуальна. Поэтому в работе и используется личностный подход. Универсального совета, который подошел бы ко всем ситуациям, к сожалению, нет.

— С какими основными проблемами приходится работать?

— Их немало: это и трудности в учебе, и детско-родительские отношения, и взаимоотношения в коллективе, и сложности подросткового возраста, и девиантное поведение. С детьми, состоящими на различных видах учета, а также с ребятами, находящимися в социально-опасном положении, проводится индивидуально-профилактическая работа.

-5

— Еще не так давно многие считали, что ходить к психологу стыдно. Но постепенно в обществе меняется отношение к людям этой профессии, и сегодня посещать психолога становится нормальным явлением. Заметили ли вы эту тенденцию в своей практике?

— Непосредственно в своей педагогической деятельности я такого не замечала. Единственное, в начале моей карьеры люди путали психолога с психиатром. А сейчас, возможно, благодаря СМИ, кинофильмам они научились отличать одних специалистов от других. Что еще стало заметно, теперь и родители, и дети относятся к психологу как к кругу спасения. Они воспринимают специалиста как человека, который способен поддержать в трудную минуту, помочь, дать дельный совет, а иногда и разрешить проблему.

-6

Автор статьи: Юлия Брожина

Автор фото: из личного архива героини публикации