Спасение во льдах - всегда непростая задача. Если лёд разреженный, с полыньями, можно пройти между льдин на спасательной шлюпке, если наоборот - сплоченное ледяное поле, то его легко преодолеть пешком, а что если передвигаться придется в битом льду, по которому не пройдешь ни пешком ни на лодке? Вы, конечно, скажете, что как раз для таких целей существует ледокол, но, что, если допустить, что по каким-то причинам, спасаться придётся как раз экипажу ледокола? Решением этой проблемы в плотную занялась компани я Watercraft Offshore Canada Ltd. из Канады. В начале 80-хх гг. прошлого века активно развивалась нефтедобыча в арктическом регионе Канады. Для обеспечения безопасности и была основана компания WOCL в 1982 г., с одной лишь целью - разработать систему спасения, способную работать во льдах канадской Арктики. Канадцы взялись за разработку спасательного средства, способного передвигаться как по воде, так и по суше, и которому не страшен был бы битый лёд. В результате изысканий канадские ученые пришли к выводу, что идеальным решением стал бы вездеход на гусеничном ходу, имеющий герметичный корпус, способный держаться на воде. Но, как говорится - “всё придумано до нас” и, глядя на прототипы, представленные общественности уже в 1983 г., им вспомнился проект советского инженера Г. И. Покровского. Мы не так давно рассказывали о книге “Арктика за гранью фантастики”, в которой авторы рассказывают о том, как советский человек представлял себе будущее в Арктике. Среди проектов, представленных в книге, был проект Г. И. Покровского, опубликованный в 1937 г. в журнале “Техника молодежи”.
Канадский “арктический танк”, в отличие от советского, работал по двухзвенной схеме для большей управляемости. Обе части корпуса могут вместить до 50 человек или 5 тонн груза. Корпус герметичный, внутри обеспечивается комфортная температура при внешней температуре до -50 °с. В 1984 г. представили еще один прототип, на этот раз в масштабе 6/10, модель была пилотируемая. Её испытания показали отличные результаты, проектом заинтересовались многие нефтяные компании их поддержка позволила начать проектирование полномасштабной модели. К строительству приступили в 1985 г., а уже год спустя начались ходовые испытания.
Сначала вездеход испытывался в центре поисково-спасательных судов береговой охраны Канады в Ванкувере, и только потом судно отправили в канадскую Арктику. В Арктике вездеход также показал отличные результаты, свободно передвигаясь в подвижных торосистых льдах.
После прохождения всех испытаний вездеходу дали новое название - “Arktos”. В 1990 г. американский танкер “Манхэттен” прошел Северо-Западным морским проходом, эти территории Канада считает своими, и Канадское Правительство решило усилить охрану своих арктических морей. Для этой цели решено было построить для береговой охраны новый ледокол “Polar 8”, а на его борту разместить две спасательных шлюпки “Arktos”. От строительства ледокола в итоге отказались, а два уже построенных вездехода использовались канадской береговой охраной.
Следующий заказ поступил из Китая, там нужны были вездеходы для сейсморазведовательных работ, способные работать на мелководье, в грязи и песках. “Arktos” и с этой задачей справился, не смотря на то, что температура была прямо противоположной той, для которой проектировался аппарат - жара достигала +40°С.
С 1997 г. “Arktos” обеспечивают буровые работы на Каспийском море. Помимо того, что компания WOCL постоянно модернизирует модели своих судов-вездеходов и подстраивают их под нужды конкретного заказчика, не так давно они анонсировали вторую версию своего ледокола-амфибии разработка которого ведётся полным ходом.
Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.
Мы в Telegram