Имя этого человека — должно стоять рядом с такими легендарными героями, как Рихард Зорге, Рудольф Абель, Николай Кузнецов
Началось все это с прочтения увлекательнейшего произведения М. Веллера "Приключения майора Звягина". Само произведение интересное, веселое, поучительное, мастерский слог и стиль. Рекомендую.
Но речь не про это.
В книге был упомянут некий Лео Треппер. Стал выяснять.
Далее внимание переключилось на его коллегу по "цеху".
И наткнулся на Гуревича Анатолия Марковича.
Резидент нелегальной резидентуры ГРУ, которая входила разработку, которую именно немцы назвали: Красный оркестр/ Красная капелла.
Он был не менее интересен Треппера - но много более. Гораздо.
Он прожил много жизней, в которых были: пикники с деловыми кругами Бельгии и мордовские лагеря, предательство коллег и любовь дочери миллионера, успешный бизнес в Европе и застенки Гестапо, светские рауты с бельгийской аристократией и дружба с паханами в лагерях Воркуты.
О выдающимся человеке и его нескольких жизнях пойдет речь.
Первая жизнь
"Активист"
В 19 - 21 год Анатолий Гуревич активный член "Осовиахима", внештатный сотрудник милиции, член руководства военизированной организации противовоздушной городской обороны города (городской штаб ПВО).
Параллельно учится в институте, изучает языки, читает лекции в институте, преподает языки, публикуется в газете, выступает по радио.
Благодаря активной деятельности и характеру, заводит широчайший круг знакомств, среди культурной и военной элиты Ленинграда.
Вторая жизнь
"Доброволец"
1937 год. В 24 года "едет" "добровольцем" на войну в Испании.
Взято в кавычках, потому что не было на той войне добровольцев.
Несколько лет спустя, уже на другой войне эти "добровольцы" ярко себя проявили.
Судьба занесла его на флот, помощником командира подводной лодки, переводчиком. Были успешные переходы и выполненные боевые задачи.
Подготовка к третьей жизни
Короткий отдых после Испании. Новое направление. Разведшкола в Главном разведывательном управлении РККА (далее ГРУ).
Третья жизнь
"Разведчик ГРУ"
1939 год. Бельгия. Легализация. Начало разведывательной работы.
Хочется отметить, что радиста из Анатолия Гуревича не вышло, как и шифровальщика (хотя был блестящим шифровальщиком).
Вышел из него не запасной игрок, но выдающийся разведчик Кент. Он же обеспеченный молодой человек Венсенте Сьерра гражданин Уругвая.
За неполный год Кент заводит знакомства и друзей в высших кругах Бельгии, среди влиятельных бизнесменов и аристократии. Обретает широчайший круг полезнейших знакомств.
Невозможно не отметить особенность - ни один из новых или даже случайных знакомых от него не уходил, не расставшись с ним уже друзьями.
Даже случайные попутчики попадали под обаяние молодого "уругвайца". Этот выдающийся навык красной нитью будет идти сквозь всю его жизнь.
Четвертая жизнь
"Резидент"
1940 год. В свои неполные 27 лет Анатолий Гуревич становится резидентом, главой нелегальной резидентуры в Бельгии.
предлагаю вспомнить свои достижения в 27 лет..
На видимой стороне - обеспеченный уругваец Винсенте Сьерра завсегдатай званных вечеров для влиятельных особ, хлебосольный и гостеприимный хозяин для новых друзей, любитель конных прогулок с аристократией. Одним словом - сплошная светская жизнь.
На невидимой стороне - успешный советский резидент Анатолий Гуревич, он же Кент. Неустанно занимающийся разведывательной деятельностью, результаты которой непрерывным потоком отсылаются в "Центр".
При этом, продолжает приобретать все новых и новых друзей в различных сферах: от машинистки до управляющего директора банка.
Пятая жизнь
"Бизнесмен"
Понимая острую необходимость в новом, легальном источнике денег, для обеспечения деятельности резидентуры, поддержания легенды и статуса, Кент принимает решение о создании компании.
1940 - 1941 год. С подачи Кента в Брюсселе открывается офис компании "Симекс" и в Париже "Симекско" (Simex, Simexco)
Публичная компания окончательно решает вопрос легализации. Обеспеченный "уругваец", становился уже директором фирмы. Этот шаг давал возможность быть равным среди равных, а так же поднимал авторитет и доверие в деловых кругах.
И здесь Кент снова проявил себя. Его усилиями и знакомствами компания заключала контракты на поставку товаров и становилось подрядчиком на строительные заказы на оккупированных Германией территориях.
Восхищаюсь гениальность этого решения
Разведчик брал с немцев деньги и сведения, которые были направлены на деятельность против них же.
Деловое взаимодействие и дружба "бельгийского бизнесмена" Кента с руководителями служб верхмахта позволяла получать не только заказы и подряды для фирмы, но и незаменимые в то время "проездные" и пропуска, дающие право на беспрепятственное передвижение по занятым немцами территориями, прикрываясь коммерческой необходимостью.
Компания, помимо прикрытия резидентуры, то есть создания надежной «крыши», и надежной легализации для самого резидента обеспечивала достаточным доходом для содержания и деятельности не только бельгийской резидентуры.
По воспоминаниям самого Анатолия Гуревича, чистая прибыль компаний в 1941 году составила 1 616 000 франков. Это определенно успех для человека, коммерцией до этого не занимавшегося.
Предлагаю вам на досуге решить задачку: как в незнакомом городе за один год стать вхожим в элиту города, попутно сколотив капитал.
Еще одна важная ремарка: Спутницей его (потом и супругой) стала дочь миллионера.
Попробуйте на досуге понять: как подружиться (в идеале влюбить в себя) с дочерью одного из богатейших людей вашего города.
Шестая жизнь
"Заключенный Гестапо"
1942 год. Преступная халатность Л. Треппера. Предательство. Кент с подачи французской полиции (французские полицейские во время оккупации честно служили немецким хозяевам) попадает в Гестапо.
Допросы, следствие. Кент принимает решение идти на "сотрудничество". Истинная цель которого - сообщить Центру, что он уже под контролем немцев. И все его шифровки уже не его.
При этом фиктивном сотрудничестве Кент совершает невероятное
Вербует своего главного следователя - начальника зондеркоманды гестапо Х. Паннвица.
Но и здесь, не просто вербует офицера вермахта. Аппелируя к победам СССР на восточном фронте и действиям союзников, на страхе расследования злодеяний - убеждает офицера бежать в СССР.
И здесь Кент снова себя проявляет. Не просто склоняет бежать, бежать захватив с собой архив Гестапо.
После этого я был поражен
Вот так "просто" взял и "убедил" руководителя гестаповской зондеркоманды..
Да как! В Москву его привез с документами.
По мне "убедил" в его (Кента) ситуации - это примерно тоже самое что уговорить сдаться на борцовском ковре, еще даже не выбравшись из под туши только что в чистую разделавшего тебя соперника!
Это как "шестеркой" бить "туза".
И ведь смог! Вербанул!
Что тут еще можно сказать.. Сильно. За гранью возможностей.
Седьмая жизнь
"Заключенный"
1945 год. Родина встретила Кента не ласково. Арест и допрос, пристрастным следствием МГБ СССР с военной контрразведкой СМЕРШ.
Ни успехи резидентуры, ни привезенный "язык", ни секретные архивы Гестапо - не помогли.
После двух лет следствия приговорен Особым совещанием (аналог судов "Тройки НКВД" 1937 года) на 20 лет исправительно-трудовых лагерей Воркуты.
Разведчик в заключении, все равно разведчик. Поэтому в лагерях стали появляться друзья как среди администрации, так и среди уголовных авторитетов. И польза для Анатолия Гуревича от этих друзей.
В 1955 году он был освобожден. Встреча с матерью. Короткий миг свободы, после чего в 1958 году повторный арест и противозаконная отправка в мордовские лагеря. В 1960 году был освобожден окончательно.
Восьмая жизнь
"Борец за права и честное имя"
Анатолий Гуревич был освобожден окончательно. Освобожден, но не реабилитирован, освобожден но без права жить в родном Ленинграде.
У него получилось вернуться в Ленинград, добиться подтверждения что он участник войны в Испании и ВОВ.
Не прекращая борьбу за реабилитацию, Анатолий Гуревич со всей мощью организатора, посвятил себя общественной деятельности в совете Комитета ветеранов войны (СКВВ) по международным связям.
Анатолий Гуревич добьется своей полной реабилитации. Клеймо изменника будет снято с его имени в 1991 году. В архиве найдут документ, который подтверждал, что он уведомил о работе под немецким контролем. Центр одобрил его радиоигру, однако узнав что его в Москве перехватали, побоялся заступиться перед всесильным СМЕРШем.
Перед данной публикацией я дополнительно прочел его достаточно объемную автобиографичную книгу "Разведка - это не игра".
Стало горько и обидно за героя тайной войны, за его несправедливое преследование на родине, за его отсидки, за его молчание об Испании, Бельгии, Франции, Швейцарии, Германии (даже находясь на зоне не мог ни сокамерникам, ни администрации сказать за что осужден).
За то, что пришлось 40 лет изнурительно доказывать государству, что он не зек с волчьим билетом и предатель, а такой же участник войны в Испании и ВОВ.
За то, что не получил ни копейки, ни компенсаций, ни льгот, ни наград.
За то, что в одиночку пришлось противостоять таким мерзавцам, клеветникам и завистникам как Л. Треппер и Ж. Перро.
Обидно за то, что государство не обеспечило Анатолию Гуревичу жизнь лучше чем та, какую имел Винсенте Сьерра в Бельгии.
Анатолий Маркович Гуревич смог встретится со своим сыном от Маргарет, приехать в Бельгию, посетить в Брюсселе памятные места ( где жил и работал).
Он прожил долгую, полную ярких событий, жизнь и умер в 2009 году. Ему было 95 лет.
Спи спокойно Герой. Ты не забыт.