Найти тему

ЕГЭ против развития мышления

Современных школьников не учат работать с информацией. В чем суть проблемы и какие она влечет последствия?

Вы помните, как много рефератов мы с вами писали, когда учились в школе? Их содержание мы не копировали из Интернета, а ходили в библиотеки, брали целые стопки книг и сидели, выискивая нужную информацию. А как английский язык изучали и тексты переводили? Да уж, не через онлайн переводчики, а с помощью толстопузых, мудреных словарей.

Много чего еще мы с вами искали, вычитывали, сопоставляли… Делали того, чего наши дети сейчас не делают вообще, а соответственно не умеют находить информацию, вычленять нужное, анализировать текст, пересказывать его своими словами. То есть не имеют той базы, на которой строится успешное обучение, профессиональные достижения и личное развитие.

Отсутствие навыка работы с информацией – это глобальная и очень серьезная проблема современного поколения!

Явной и яркой она для меня стала после завершения пятимесячной работы на курсе по журналистике для подростков, соавтором и ведущим которого я и являюсь. Перед началом программы, я предполагала, что основную сложность при написании публикаций, у подростков вызовет анализ информации. Собственно, так и случилось. Это было ожидаемо и для их возраста (14-16 лет) вполне нормально. Не ожидаемой оказалась проблема с поиском информации в открытых источниках. То есть в не умении элементарно пользоваться поисковиками с целью добычи конкретных данных, цифр, мнений.

Одно дело найти в Интернете фильм или биографию писателя, к примеру. Другое - найти ответ на конкретный вопрос: волонтерские молодежные движения России, количество поклонников аниме в мире, комментарии участников митингов в лице школьников, мнение эксперта по теме буллинга со стороны педагогов (это все элементы материалов, темы для которых ученики выбирали сами). Так вот, у подростков сложность в выполнении этих заданий возникала даже не в вычленении нужной информации из чьей-то статьи, а сам поиск подходящей статьи.

Таким образом, выходит, что люди, готовящиеся через год-два к поступлению в институты, не умеют пользоваться поисковыми системами и «крутить» запросы так, чтобы достать нужную информацию. О чем это говорит? Это говорит об отсутствии вариативности мышления, способности четко формулировать свои мысли, а также о банальном отсутствии навыка поиска информации. При том, что она не является секретной или крайне непопулярной – большинство ответов на вышеперечисленные вопросы появляются в первых же строках поисковиков.

Приведу один из наглядных примеров, который произвел на меня особое впечатление. Для очередного задания необходимо было собрать статистику для инфографики по уровню образования стран мира. Выглядеть это должно было так – название страны и цифра, соответствующая уровню образования, либо месту в общем рейтинге стран.

Казалось бы, чего проще – забиваешь в поисковик «уровень образования стран» и на тебе – готовый список. Но нет. Вместо этого в тексте фигурировали совершенно непонятные данные, исходя из которых Канада по грамотности населения ненамного превосходила Джибути – государство, где цивилизация, в принципе, развита довольно относительно, не то, что система образования.

А теперь представьте, если это задание оказалось сложным, то что говорить о тех, которые требуют большей кропотливости и остроты внимания? При том, хочу подчеркнуть, что мои наблюдения были сделаны не в школе, а на курсах дополнительного образования, куда приходят дети, стремящиеся к развитию и, чьи интересы выходят за рамки ТикТока.

-2

Но вернемся к вопросу о работе с информацией. В начале статьи я просила вас вспомнить свои школьные годы и ту их часть, что мы провели в библиотеках, выбирая материал для очередного доклада по истории, литературе, биологии и прочему. В чем был смысл этой нудной работы? В том, что мы должны были совершить несколько последовательных действий:

1). Пересмотреть каталог книг и выбрать те из них, которые могли содержать нужные нам данные - то есть произвести поисковую работу, не заглядывая в сам источник.

2). Получив все эти книги на руки, найти в них те места, где содержится подходящая информация – то есть провести работу с источником.

3). Сопоставить уникальность, значимость и актуальность информации в каждом из источников – то есть проанализировать имеющиеся данные.

4). Скомпоновать все данные так, чтобы и писать было не особо много, и при этом сохранить все необходимое – то есть вычленить самую суть.

5). Написать доклад, который можно зачитать вслух – то есть переработать информацию и выдать собственную версию ее пересказа.

Современные школьники, обучающиеся в эпоху ЕГЭ, не справляются с вышеперечисленными задачами уже на первом этапе. Для них работа с информацией – не нудная, а сложнейшая деятельность! Их не приучают «видеть» информацию, фильтровать ее, относиться к ней критически, интерпретировать полученные данные. Наши дети приучены исключительно к поглощению контента, который в неимоверных количествах льется на них отовсюду. Тяжесть последствий такого явления выходит далеко за рамки успехов в учебе…

Резонный вопрос – что с этим делать?

К сожалению, ответ на сегодняшний день, я вижу только один – развивать своих детей собственными силами, увлекать их всевозможными курсами, больше общаться на различные темы, поднимать в кругу семьи обсуждения вопросов, касающихся не только быта, спорить и вместе искать ответы, посещать культурные мероприятия, расширять кругозор, пробуждать любопытство и любознательность в своих подростках.

Помните – «Кто владеет информацией, тот владеет миром!».