Человека, впервые решившего купить надувную лодку, терзают муки выбора: взять большую или поменьше, с транцем под будущий мотор или без, с надувным дном или с полом из фанеры, стоит ли переплачивать за бренд… Знакомые и завсегдатаи интернет-форумов не скупятся на советы, но сколько людей, столько и мнений. Мы постарались сформулировать общий подход при выборе надувной лодки, и в этом нам помог директор магазина „МОТО“ Виктор Миронов. Материал 2012 года из архива редакции, но, возможно, некоторые моменты будут актуальны и сейчас.
Люди, приобретающие лодку для выезда на природу, ищут что подешевле. В отличие от заядлых рыболовов они мало уделяют внимания качеству и технологичности. Однако хорошие вещи не могут стоить дешево. В богатых регионах покупатели легко выкладывают за лодку 50 и даже 70 тысяч рублей, а многие бийчане ценник в 30 тысяч считают запредельным. С другой стороны, если рыбалка или отдых на воде предполагаются эпизодически, то зачем платить больше? Прежде всего нужно определиться с тем, для чего вам нужна лодка, как часто и на каких водоемах вы собираетесь ее эксплуатировать. Если не можете четко сформулировать свои требования, а такое случается с большинством людей, приобретающих лодку впервые, придерживайтесь принципа разумной достаточности.
Сразу скажу, что лодка из ПВХ предпочтительнее резиновой, она хоть и дороже, но долговечней, практичней и легче.
Фактор цены
подтолкнул производителей к выпуску „облегченных“ моделей. Рассмотрим это на примере лодок компании „МНЕВ и К“. Есть модель „Кайман N-300“ за 33 000 руб. и почти такая же CatFish-310, но за 22 000 руб. У последней, во‑первых, конструкция уключин и весел проще, что сказывается на снижении скорости хода и удобстве во время гребли. Во-вторых, если на более дорогой модели леер натянут от носа до кормы, то на CatFish он расположен только вдоль средней части борта, к тому же он тоньше. Хуже, если бы леера совсем не было, т. к. на прогулочных моделях no name (т. е. безымянных производителей) встречается и такое. Ведь в надувной лодке практически не за что „зацепиться“, а если вы окажетесь за бортом, именно леер поможет вам, находясь в воде, держаться за лодку и взобраться на нее. Кроме того, без ручек для переноски и леера будет затруднительно спустить лодку до воды или закрепить ее на время стоянки. В-третьих, баллоны лодки меньшего диаметра и разделены на два отсека вместо трех, что снижает плавучесть судна в случае его повреждения. В-четвертых, отсутствие сливного клапана приведет к тому, что при попадании в лодку воды придется намочить ноги.
Однако при эксплуатации судна на спокойных водоемах в теплое время года вышеперечисленные „упрощения“ на безопасность и комфорт практически не влияют. Как видим, получив более доступный ценник, лодка CatFish сохранила главные качества „надувнушек“ — малый вес и легкость в управлении.
Компоненты
Длина и форма
В лодке длиной 230—300 см будет комфортно одному, а для 4‑метровой потребуется мощный мотор, к тому же она довольно тяжелая и занимает много места в автомобиле. Самые ходовые лодки длиной 300—340 см. Для отдыха семьей или рыбалки вдвоем ее вполне достаточно. На размер кокпита влияет размер баллона и форма носовой части. Заостренный нос и больший диаметр баллонов увеличивают мореходные качества лодки, но уменьшают полезную площадь внутри.
Киль
Под мотором килевая лодка лучше держит курс, плоскодонка будет вилять.
Сиденья (банки)
могут закрепляться враспор (фиксированное положение) или на направляющих (ликтрос-ликпаз). Последние проще при сборке лодки, к тому же позволяют добиться нужного расстояния между пассажирами. Сиденья можно соединить, сдвинув их в центр кокпита и, не мешая друг другу, забрасывать снасти, а можно разнести к носу и корме — кому как будет удобнее. Для остальных пассажиров можно приобрести надувные сиденья „подушки“.
Транец (место для установки мотора)
Лучше покупать лодку с транцем (вклеенным или подвесным). Даже под слабомощным мотором ваша лодка будет идти быстрее, чем на веслах.
Мотор
У каждой лодки есть максимально допустимая мощность мотора, например для 3‑метровой она, как правило, составляет 10—15 л.с. Если поставить на нее мотор большей мощности, при отсутствии опыта возникнет риск перевернуться, к тому же ее не зарегистрирует ГИМС.
Винт
делают из высокопрочного пластика или металла. Конечно, пластиковый можно сломать, но для этого нужно очень постараться, например, на большой скорости выйти на каменистую мель. Если вы отправляетесь далеко, то независимо от того, из какого материала изготовлен винт, имеет смысл взять запасной.
Это основное, что нужно знать, если вы решили приобрести надувную лодку, но баланс качества и цены каждый определяет сам. В дальнейшем, получив личный опыт эксплуатации, а также опробовав лодки у друзей-товарищей, вы уже со знанием дела подойдете к выбору „лодки своей мечты“. А прежнюю „надувнушку“ сможете или выгодно продать (лодки длиной 300—340 см мало теряют в цене), или подарить (шикарный подарок), или оставить себе (всегда пригодится).
Будьте бдительны…
Перед поездкой обязательно сообщите родственникам, куда и на какой срок вы едете.
Никогда не принимайте на грудь! Алкоголь не согревает, зато притупляет мозги. Большинство трагических случаев на воде связаны с употреблением алкоголя. Если замерзли — наденьте непродуваемую / непромокаемую одежду и выпейте горячего сладкого чая.
На лодку нужен судовой билет, а при наличии мотора мощностью свыше 5 л.с. — водительское удостоверение. Положите эти документы в герметичный чехол, на крайний случай полиэтиленовый мешок.
Спасательные жилеты должны быть у каждого пассажира лодки. При покупке жилета обратите внимание на параметры положительной плавучести. Для прогулок на спокойной реке достаточно страховочного жилета с подъемной силой, равной 10—15 % от веса человека. Жилет, имеющий регулировку и шлейки, можно подогнать по фигуре, а значит, в нем будет удобнее работать веслами или плыть в воде. Для подстраховки нужно взять конец Александрова или спасательный круг.
…и аккуратны!
Часто лодки портят, когда курят. При ветреной погоде брошенный окурок может не долететь до воды, а прилипнуть к мокрому баллону и прожечь его.
Для защиты надувного пола от острых предметов (рыболовных крючков, ножей) рекомендуется постелить каримат.
Бывает, что и весла ломают — не заметили и наступили на пластиковую лопасть или небрежно оттолкнулись веслом от каменистого берега.
В любом случае каждая надувная лодка требует аккуратного обращения и наличия ремкомплекта.
Удачной рыбалки и хорошего отдыха!
Екатерина Бондаренко, архив 2021 года.