Всем доброго утра. На часах 3-06, я сегодня засиделась с шитьем своей весенней куртки, но отвлекшись от него на глажку белья, поняла, что голова полна мыслей, а душа эмоций как от событий дня сегодняшнего, так и от дум о дне завтрашнем.
Если по-русски, помните, у Л. Н. Толстого в романе "Анна Каренина": "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". Тут можно всю жизнь потратить на рассуждения, а счастливы ли семьи с детьми "не как все", а счастлива ли я, и что вообще такое счастье... В свои неюные 34 я смирилась с тем, что счастье, пожалуй, понятие относительное. Самое относительное, что может быть в жизни.
В конце концов все мы живем как умеем, как можем, как выходит, и (есть такие счастливчики?) немногие - как хотят. У меня никогда не было свободы жить так, как я хочу, всегда было много обстоятельств, условий, сложностей. Но ничего зря не происходит, и с появлением Захара в моей жизни я, конечно, на многое стала смотреть абсолютно по-другому, ко многому относиться спокойнее или, наоборот, требовательнее, естественно, смысл понятия "счастье" также изменился для меня.
А слова классика мне пришли на ум даже не в отношении семейной жизни, а в отношении сына, поскольку, чем старше становится Захар, тем отчетливее я вижу, насколько он несчастен. Там, внутри, глубоко. Боже, сколько пролито слез из-за такого, на что бы человек с нормой не обратил никакого внимания! Сколько страхов окружает этого ребенка! И как меня пугает любая происходящая в Захаре перемена, ибо жизнь с ним показала, что любое развитие, самый малюсенький шаг вперед/в сторону сначала страшит, являясь чем-то новым и неизвестным.
Эти три темы мою голову в ночи и беспокоят.
Знаете, чем Захар занимался почти весь день 1 апреля, день смеха? Мой сын расстраивался и горько плакал. Я знаю, что мои записки читают не только причастные к этой теме, но и люди, живущие таким уже далеким от меня нормальным "как все". Давайте в честь даты 2 апреля поговорим о расстройствах мальчика с расстройством (аутистического спектра).
Это происходит намного чаще, чем хотелось бы, но почему-то именно вчерашний уже день выдался концентрировано слезно-соленым.
Утро для Захара было ранним, сын проснулся с одним из моих будильников в 6-20 и больше не спал. Мы шли на автобусную остановку, как вдруг мимо нас проехал длинный автобус, видимо, отстающий от расписания, поскольку мы в это время обычно топаем на следующий рейс. Ну, что такого, проехал и проехал... Не тут-то было. "Маааама, длинный автобус!" - рванув бегом, заверещал Захар. Это то ли какой-то новый интерес у ребенка, то ли не знаю, что и думать. Я объяснила сыну, что это не наш автобус, и что он уже уехал, что мы не успеем на него. Захар не оставлял надежды догнать автобус, сын бежал, стараясь успеть на остановку, от которой автобус уже отъехал, ребенок кричал, что он догонит длинный автобус.
Когда мы с Машей дошли до остановки, Захар уже успел убежать вперед и вернуться обратно опечаленным. Резкие движения руками, какое-то беспокойное выражение моськи говорили о том, что сын расстроен, и сейчас будет буря. Потекли слезы, Захарка открыл рот и в голос зарыдал, оплакивая опоздание на длинный автобус. На остановке было пусто, мы пришли рано. Минут пять нам не хватило для поездки (спокойной) в длинном автобусе, но мы на него лишь единожды случайно успели еще осенью, едет рановато, мне не собрать детей к этому времени, а уж совсем в рань их расталкивать тоже нецелесообразно. Да и к чему?
В общем, как могла утешала Захара, спокойным голосом, обнимая. Выплакал свою печаль, казалось, успокоился и отвлекся. Но всю поездку в своем коротком автобусе и весь путь пешком до садика Захар говорил одни и те же фразы о том, что длинный автобус уехал, что мы на него опоздали, что Захар его не догнал, что длинный автобус - засранец, что "на короткий автобус, мама, меня больше не води, я тебе запрещаю!"
Я привыкла к таким повторениям чего-то, что задело - то веселого, то не очень, но уши устают.
Помогая днем Захару одеться (мы собирались домой после обеда), я выслушала монолог об утреннем длинном автобусе и получила установку, что домой мы поедем не на коротком. В итоге приехал именно короткий. Сидя в автобусе, Захар был внешне абсолютно спокоен, опять мусолил тему, что он хотел ехать домой на таком-то, а приехал такой-то, а вот утром мы опоздали на то-то. А пока от остановки дошли до дома, успел расплакаться навзрыд. 25 минут сын сидел в прихожей и ревел. Кое-как заболтала его чаем (который Захар и пьет-то раз в год по Завету), договорились, что на выходных поедем на любимую площадку в другой район исключительно на длинном автобусе.
А вечером ребенка ждало еще большее разочарование, которое преподнес ему папа. Я чистила ванну и не видела, как муж стал ставить контейнера со всякой мелочевкой в комнате, но услышала, что делал он это капец, как не по-Захаркиному. Муж, видимо, один на один все составил, а у сына было свое видение. В итоге мелкий начал выступать и наступать на крупного, а уставший и разозлившийся крупный стал мелкого отправлять спать. Сын с криком в слезы, отец без слез в крик. Я чищу ванну в надежде, что мужики мои смогут справиться сами. Надежда не оправдалась. Муж рычал как тигр и носом храпел как дракон, а сын, прорываясь к контейнерам и не слыша/ не слушая ничего, вопил, как резаный, утопая в слезах.
Первой не выдержало самое слабое звено семьи - я. Выдавая указания-направления руками не хуже Ленина на броневике, я отправила Захара сложить контейнера так, как он считает нужным, и наконец успокоиться. Сложил, но, забравшись в кровать, громко и слезно повторял, что "папа составил... папа сложил... я вявявявявявя" и опять реветь. Да ну е-мое...
В общем, перед сном мне пришлось построить всех - Захара за то, что все хорошо, да, все хорошо, но он орет (помогло), Машу - за плач оттого, что брат пошел споласкиваться первым, мужу влетело за сомнительно нужное в лексиконе Захара слово "заткнись". Сын повторять начал. Папе, безусловно, несладко, но и ему прилетело, синоним я ему (также по-ленински жестикулируя) подсказала - "замолчи" - самое что ни на есть человеческое слово. Злит Захар? - замолчи. Нормальное слово, в отличие от употребляемого папой.
Когда намыты были оба, спокойно обсудили, что если Захару не нравится, как папа складывает любименькие контейнера, Захар может сказать - "папа, я сложу сам. Папа, можно я составлю?" - без слез и истерик. А Маша, видя как брат ломанулся в душ первым, в силах догнать его и спросить - "Захар, можно я намоюсь первая?" Сложно? - нееет, мама, несложно.
Такой вот день смеха: и автобус уехал, и второй не угодил, и папа настроение, сам того не желая, ребенку испортил. Конечно, Захар умеет радоваться и смеяться, но с взрослением, как мне показалось, поводов для слез у ребенка становится все больше, да и рамки и требования к нему, кстати, тоже растут и увеличиваются. И если смех и правда продлевает жизнь, то это явно не наш метод.
Всем добра и хорошего настроения. Все можно решить.