Найти в Дзене

Самые узнаваемые картины художника сюрреалиста Сальвадора Дали

Сальвадор Дали
Сальвадор Дали (11 мая 1904 г. — 23 января 1989 г.) Великий испанский художник-сюрреалист ХХ века, самый экстравагантный и эпатажный живописец новейшего времени. Картины Сальвадора Дали похожи на странный сон, после которого человек просыпается и вскакивает в недоумении — «приснится же такое». Слоны на паучьих ногах, вальяжно растекшиеся часы, антропоморфные шкафчики и диваны-губы
Оглавление
Сальвадор Дали
Сальвадор Дали

Сальвадор Дали (11 мая 1904 г. — 23 января 1989 г.) Великий испанский художник-сюрреалист ХХ века, самый экстравагантный и эпатажный живописец новейшего времени. Картины Сальвадора Дали похожи на странный сон, после которого человек просыпается и вскакивает в недоумении — «приснится же такое». Слоны на паучьих ногах, вальяжно растекшиеся часы, антропоморфные шкафчики и диваны-губы — его шедевры удивляют, шокируют и восхищают. Словно порождения инопланетного разума.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

Его отец, которого также звали Сальвадор, служил нотариусом, имел хороший достаток и был атеистом, а мать, Фелипа, напротив, набожной католичкой, что, впрочем, не мешало их браку. Ребёнка назвали Сальвадором (что означает «спаситель» по-испански) не только в честь отца, но, в первую очередь, в память об их первом ребёнке, умершем от менингита, не дожив до двух лет.

Дали рос сообразительным, но заносчивым и неуправляемым мальчиком, плохо учился в школе. Уже в шесть лет мальчик проявляет интерес к рисованию. Родители поощряли его интерес и даже выделили под мастерскую комнату, расчистив от хлама прачечную на мансарде дома. Здесь Сальвадор много практикуется в рисовании окрестностей и в шесть лет пишет первую картину маслом в импрессионистском стиле. Развить способности помог Сальвадору талантливый художник Рамон Пичот. В 14 лет Сальвадор успешно участвовал в своей первой выставке - в родном Фигерасе.

В 1921 году он стал студентом Академии изобразительных искусств в Мадриде. В 1924 году Дали исключили из Академии за недостойное поведение. На следующий год он вернулся, но в 1926 году его вновь исключили - на этот раз без права восстановления. Художник сам спровоцировал такое решение своим презрительным отношением к преподавателям. Когда его на экзамене попросили назвать наиболее ярких в истории искусства художников, Дали сказал: "Я отказываюсь отвечать. Никто из профессоров Академии не смеет быть мне судьёй. Я ухожу". К этому времени в его багаже уже была первая персональная выставка (в 1925 году) - в барселонской галерее Далмау, одной из лучших коммерческих галерей Испании. Выставка очень понравилась посетившему её Пикассо. Их личное знакомство состоялось годом позже, когда Дали впервые приехал в Париж.

Сальвадор Дали "Девушка, стоящая у окна" 1925г.
Сальвадор Дали "Девушка, стоящая у окна" 1925г.

В своих ранних работах художник экспериментировал в различных стилях, однако больше всего его привлекал сюрреализм, чьи странные и вызывающие образы как нельзя лучше отвечали странному и вызывающему характеру самого Дали. В 1928 году Сальвадор работает в сотрудничестве с Бунюэлем над первым сюрреалистическим фильмом «Андалузский пёс». Его премьера состоялась в Париже и привлекла внимание к Дали основателя и лидера сюрреализма Андре Бретона. В 1929 году Дали официально примкнул к этому течению.

В том же 1929 году Дали познакомился с женщиной, ставшей его музой. Это была Гала Элюар, жена Поля Элюара, одного из самых значительных французских поэтов XX века. Гала и Дали испытали сильное влечение друг к другу, и очень скоро между ними начался бурный роман. Гала оставила Элюара в 1932 году. Именно эту женщину Дали писал на своих картинах на протяжении всей жизни.

Сальвадор Дали и Гала Элюар
Сальвадор Дали и Гала Элюар

В 1934 году Дали пригласили на парижскую квартиру Бретона, где художника обвинили в «антиреволюционной деятельности». Тогда ему удалось отговориться. Но ненадолго - в 1939 году Бретон окончательно изгнал Дали из рядов сюрреалистов. Впрочем, и без этого стиль Дали к тому времени изменился. В 1937 году художник впервые побывал в Италии, где очаровался работами мастеров Возрождения. Следствием этого была очевидная «традиционализация» стиля, хотя сюжеты его картин по-прежнему оставались наполненными сюрреалистическими фантазиями.

Сальвадор Дали. Вечерний паук сулит надежду 1940 г.
Сальвадор Дали. Вечерний паук сулит надежду 1940 г.

Подобно многим художникам, Дали покинул Европу во время Второй мировой войны, обосновавшись в США. Там художник был хорошо известен и быстро добился успеха. В 1941 году для его персональной выставки распахнул свои двери Музей современного искусства, после чего она была показана в других крупнейших городах страны. В 1942 году вышла в свет его автобиография «Моя тайная жизнь» и мгновенно разошлась. В 1946 году Дали успешно сотрудничал с Альфредом Хичкоком. Всё это дало повод Андре Бретону обнародовать едкую анаграмму его имени: «Salvador Dali - Avida Dollars» («Гребущий доллары»).

После возвращения в Европу в 1948 году Дали обосновался в Порт-Льигате, делая оттуда частые вылазки в Париж и Нью-Йорк.

Геополитический ребенок, наблюдающий рождение Нового Человека 1943 г.
Геополитический ребенок, наблюдающий рождение Нового Человека 1943 г.

Его карьера продолжала идти в гору. Огромные деньги Дали приносила, помимо картин, работа в смежных областях; он занимался буквально всем - от гобеленов до почтовых марок. Неплохим источником дохода были и его регулярные выступления по французскому телевидению. Особенно запомнилось зрителям одно его появление на экране, когда художник выкатил глаза и закричал в камеру: "Я сошёл с ума... полностью сошёл с ума... от шоколадок Ланвин!" Одну за другой он организовывал свои выставки, пользовавшиеся сумасшедшим успехом. Среди них можно выделить грандиозную выставку в Токио в 1964-65 годах, и ещё одну - в парижском Центре Помпиду в 1979 году. В 1980-м эту выставку перевезли в лондонскую галерею Тейт, где на ней побывало рекордное для галереи количество зрителей - свыше четверти миллиона человек. Среди картин позднего периода популярностью пользовались работы Дали, связанные с религией (с годами он стал набожным католиком).

Сальвадор Дали. Женщина с головой из роз 1935г.
Сальвадор Дали. Женщина с головой из роз 1935г.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Дали активно работал до 70 лет, но после 1975 года его здоровье сильно пошатнулось. Болезнь Паркинсона мешает Дали рисовать. Его последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей. Несмотря на это, его картины продаются с аукционов за рекордные суммы, благодаря чему он становится одним из самых высокооплачиваемых при жизни художников. А в 1982 году он получает от короля Хуана Карлоса титул маркиза.

В этом же году в весьма почтенном возрасте (под девяносто лет – точная цифра тщательно скрывалась) умирает Гала и Дали впадает в глубочайшую депрессию. Он перебирается жить в замок Галы Пуболь и там стремительно угасает от тоски по возлюбленной. Бед художнику добавляет пожар, в котором он получает ожоги пятой части тела, но даже это он смог пережить. Дали с возрастом становится подозрительным и нелюдимым.

Башня Галатеи. Музей-театр Сальвадора Дали. Фигерас. Испания
Башня Галатеи. Музей-театр Сальвадора Дали. Фигерас. Испания

Последние годы он проводит в затворничестве в башне Галатеи в Фигерасе, рядом с учрежденном им самим Театром-музеем имени себя. Там он пишет несколько последних работ, но седой, растрепанный, с трудом передвигающийся старик уже мало напоминает того самоуверенного эксцентрика, каким помнила его публика. Скончался Дали 23 января 1989 года в возрасте 84 лет от сердечного приступа.

Надгробная плита (в центре зала) могилы Сальвадора Дали, по которой ходят посетители музея.
Надгробная плита (в центре зала) могилы Сальвадора Дали, по которой ходят посетители музея.

Проститься с Дали за два дня пришло около двадцати тысяч поклонников. Он завещал похоронить себя под стеклянным куполом в одном из залов своего музея, чтобы по его могиле могли свободно прогуливаться посетители. А свое немалое состояние размером почти 10 миллионов долларов художник оставил своей любимой – Испании.

ИЗВЕСТНЫЕ КАРТИНЫ

Искушение святого Антония. 1946 г.

Искушение святого Антония. 1946 г. Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель
Искушение святого Антония. 1946 г. Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель

Святой Антоний — это реально существующий отшельник, который жил в IV веке. По преданию, ему практически каждую ночь являлись демоны, мучающие его, или женщины, пытавшиеся его соблазнить.

Сюжет, изображающий искушения святого Антония был очень популярен в средние века; второе рождение он пережил уже в середине XX века. Сальвадор дали предложил достаточно оригинальную трактовку этого сюжета, впрочем, как и многих других.

Картина Сальвадора Дали «Искушение святого Антония» словно обладает дополнительным измерением между небом и землёй, длинные и тонкие ноги слонов находятся именно там. В центре композиции художник изобразил все искушения, мучающие отшельника, а сам он находится в левом нижнем углу картины.

Искушения изображены в аллегорической форме: конь олицетворяет мощь, силу и наслаждение, один из слонов несёт на спине Чашу Желания, второй — обелиск, символ власти. На заднем плане изображен Эскориал — символ гармонии души и тела, духовного и материального начала — цель Антония.

Эта картина, по мнению исследователей творчества Сальвадора Дали, стала началом нового направления в творчестве художника: в его работах начинает проявляться синтез трёх элементов: традиционной живописи, спиритуализма и духа новой эпохи, эпохи атома.

«Постоянство памяти», 1931 год

Постоянство памяти. 1931г.  Музей современного искусства, Нью-Йорк
Постоянство памяти. 1931г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

История создания

Дожидаясь возвращения из кино Галы, своей гражданской жены, художник за столом раздумывал о тающем сыре. Тем вечером частью их ужина стал сыр-камамбер, плавившийся под влиянием жары.

Атмосфера картины в сознании Дали оказалась созвучна другим важным образам. Тем вечером он представил, что с обломанной ветки дерева свисают мягкие часы. Работа над картиной была продолжена сразу же, несмотря на вечернюю мигрень. Заняла два часа. Когда Гала вернулась, самая знаменитая работа испанского художника была полностью завершена.

Мягкие часы символизируют нелинейное время, заполняющее пространство противоречивым течением. Для Дали была очевидной связь времени с пространством, он не считал эту идею революционной.

Мягкие циферблаты связаны также с идеями философа античности Гераклита об измерении времени течением мысли.

Текучих циферблатов изображено три штуки. Это символ прошлого, настоящего и будущего, смешанных в единое пространство, говорящих об очевидной взаимосвязи.

Смысла картины Сальвадора Дали «Мягкие часы» чаще всего проступает главное – человек всегда беспокоился и будет беспокоиться по двум поводам: стремительно летящих лет и сохранения памяти. Она, конечно, более статична по сравнению со временем, но зато ею научились манипулировать некоторые политики, пытаясь стирать из памяти народов и истории государств невыгодную кому-то правду. Но память – это всё-таки константа в переменчивом и стремительном времени, и сделать её другой объективно невозможно.

"Сон" 1937 год

Сон. 1937 Частная коллекция
Сон. 1937 Частная коллекция

В центре композиции находится огромная уродливая голова на фоне пустынного пейзажа, зависшая в воздухе посредством тонких подпорок. Этот монстр — воплощение сна, излюбленного мотива гениального испанского художника.
Картина наводит зрителя на размышления о тяжести и одновременно хрупкости сновидений. Они обрушатся, стоит убрать у пугающего существа только один костыль. С другой стороны, опоры — это связи с реальностью, которые не дают полностью уйти в подсознание. Голова ассоциируется с мозгом, который никогда не освобождается от воспоминаний, поэтому здесь появляются образы собаки, лодки. На холсте доминирует голубой цвет, он подчеркивает нереальность изображаемого.

"Сон, вызванный полётом пчелы
вокруг граната, за секунду до пробуждения
" 1944 год

Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. 1944 г. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. 1944 г. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Шедевр глубоко символичен. По словам художника, знатока Фрейда, мотивом к созданию полотна послужило открытие великого психоаналитика. Дали писал, что целью его было изображение долгого связного сна, прерванного каким-то мгновенным воздействием. Это воздействие — типа укола или пчелиного укуса — одновременно и создает сон и способствует его прекращению. Именно эта идея и заворожила Дали.

«Лицо войны» 1940 год

Сальвадор Дали Лицо войны. 1940 г. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам
Сальвадор Дали Лицо войны. 1940 г. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам

На пароходе в Америку Сальвадор начинает работу над картиной «Лицо войны». Под впечатлением трагедией, кровожадностью сильных Мира сего рождается один из мощнейших мировых шедевров.

Агония войны также отразилась в творчестве Дали. Он считал, что его живопись должна содержать предзнаменования войны, что мы и видим в смертоносной голове, начиненной черепами.

"Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом" 1934 год

Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом. 1934 г. Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг
Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом. 1934 г. Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг

Эта небольшая картина с довольно длинным оригинальным названием воплощает восхищение Дали великим фламандским мастером 17-го века, Яном Вермеером. Автопортрет Вермеера исполнен с учётом сюрреалистического видения Дали.

«Великий мастурбатор», 1929 год

Сальвадор Дали Великий Мастурбатор. 1929 г. Центр искусств королевы Софии, Мадрид
Сальвадор Дали Великий Мастурбатор. 1929 г. Центр искусств королевы Софии, Мадрид

На картине изображена внутренняя борьба чувств, возникших относительно полового акта. Это восприятие художника возникло как пробудившееся детское воспоминание, когда он увидел оставленную его отцом книгу, открытую на странице с изображенными гениталиями, пораженными венерическими заболеваниями.

«Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938 год

«Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938 год
«Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938 год

Очень интересная работа Дали «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» похожа на детскую головоломку поиска предметов. Художник прибегнул к пластике метаморфоз деталей, перетекающих и дополняющих одна другую. Подобный прием – визитная карточка творчества Дали. Работы с обобщением более мелких деталей в крупный конкретный образ часто встречаются в коллекции сальвадоровских полотен. Представленная картина отдает привкусом свежести натюрморта спелых фруктов и долгожданного лета.

«Три Сфинкса острова Бикини», 1947 год

«Три Сфинкса острова Бикини», 1947 год
«Три Сфинкса острова Бикини», 1947 год

В этом сюрреалистическом изображении атолла Бикини воскрешает память о войне. Три символических сфинкса занимают разные планы: человеческая голова, расколотое дерево и гриб ядерного взрыва, говорящий об ужасах войны. Картина исследует отношения между тремя субъектами.

«Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру», 1945 год

Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру. 1945г.
Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру. 1945г.

Гала со спины. Это замечательное изображение стало одним из самых эклектичных произведений Дали, объединив классику и сюрреализм, спокойствие и странность.

«Мягкая конструкция с вареными бобами», 1936 год

 «Мягкая конструкция с вареными бобами», 1936 год
«Мягкая конструкция с вареными бобами», 1936 год

«Дурные предчувствия надвигающейся гражданской войны мучили меня, - вспоминал Дали, - и за полгода до начала событий я написал эту картину. Приправленная варёными бобами, она изображает огромное человеческое тело в виде чудовищных наростов рук и ног, которые ломают друг друга в пароксизме безумия». Квадратная фигура, формируемая конечностями, напоминает географические очертания Испании - тут мы имеем дело с очевидной аллюзией.

«Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929 год

«Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929 год Музей Фолькванг, Эссен
«Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929 год Музей Фолькванг, Эссен

В этом произведении присутствует явно мягкая и мертвенно бледная голова самого художника, который спит и видит сны.
Основным в картине является предмет, пронизанный отверстиями и разделенный на ячейки. Он вызывает ассоциации с мозгом человека. Кроме того, большинство клеточек содержат надпись «ma mere», что в переводе означает «моя мать». Оставшиеся пустые ячейки свидетельствуют о том, что Дали оставил место и для своих иных навязчивых идей. Также на полотне можно увидеть львиные головы, муравьев, морского обитателя в раковине, кузнечика и прочие аксессуары из сумасшедшего мира Дали, а также — два фрейдистских образа: женский раненый торс и руку, которая держит кастрирующий нож. Эта картина является данью памяти матери художника, к которой он периодически взывает и которая не появляется на полотнах сына.

А вы знали что Сальвадор Дали создал логотип «Чупа-Чупс»?

Дело в том, что логотип популярных леденцов на палочке разработал сам Сальвадор Дали!

Дизайн логотипа «Чупа-Чупс». Дали, 1969
Дизайн логотипа «Чупа-Чупс». Дали, 1969

-22

Chupa Chups — бренд, который широко известен во всём мире. Сейчас им владеет голландско-итальянская корпорация, производящая и другие сладости (такие, например, как Frutella и Mentos). Однако, название Chupa Chups происходит от испанского слова chupar — «сосать». Почему? Дело в том, что легендарные леденцы на палочке появились в Испании в 1958. Их создателем был Энрике Бернат. Он заметил, что конфеты не вполне устраивают основных потребителей — детей. Их руки становились липкими, а родителям это не нравилось. Так появилась идея «надеть» леденец на палочку. Все гениальное просто!
В 1969 году Сальвадору Дали предложили разработать логотип для Chupa Chups. Разумеется, выдающийся мастер блестяще справился с задачей. Рисунок сразу стал популярным. Будучи человеком, знающим толк в маркетинге, художник предложил наносить логотип сверху — так его было видно значительно лучше.
Интересно и то, что Дали выбрал жёлто-красную цветовую гамму. Возможно, в этом нет никакого намёка на цвета испанского флага.
Но мы помним, что родиной «Чупа-Чупса» является Испания, и великий живописец тоже был испанцем. Как и основатель бренда Энрике Бернат.