У меня дядя (тот самый, который покупал грецкие орехи) работал на железной дороге – начинал с паровоза и завершил свою трудовую деятельность машинистом электровоза. Рассказывал такой случай.
С напарником отогнали электровоз на ремонт. Причём, не в соседний город, а из Западной Сибири за тридевять земель куда-то ближе к Дальнему Востоку. Назад возвращались в пассажирском вагоне. Разговорились с проводницами и они поведали забавную историю.
Поезд дальнего следования, советское время. В купе едет пожилая супружеская пара, других попутчиков нет никого. На одной из станций утром подсел к ним худощавый человек лет 35-40. Одет просто, из багажа у него только дипломат. Говорит, что ехать ему не долго, вечером уже будет дома. Закинул свой дипломат на самую верхнюю полку и попросил пожилую пару присмотреть за чемоданчиком. А сам ушёл в соседний вагон – вроде как там его друзья едут, вместе им веселее. Дедок с бабулькой головами кивнули – мол, дело не хитрое, приглядим.
Колёса мерно стучат на стыках рельсов, за окном проносятся таёжные пейзажи. Часа через два вернулся попутчик, глянул вверх на свою поклажу, интересуется у пары:
– На месте мой чемоданчик?
Дедом с бабулькой отвечают:
– Да что ему будет? На месте лежит.
Убедившись, что с дипломатом всё нормально, попутчик опять убежал к своим друзьям.
Едут час, другой – крупных городов нет, на мелких станциях поезд долго не стоит. Пять минут от силы, гудок и поехали дальше. Время ближе к обеду, пора голод утолить. Дедок с бабулькой разложили на столе нехитрую снедь, тут снова приходит попутчик и спрашивает про свой чемоданчик. Дедок приглашает его к столу:
– Ты, милый человек, иди-ка лучше подкрепись в дороге. А чемоданчик твой лежит спокойно, куда ты его положил, хлеба не просит.
Попутчик от угощения отказался:
– Я сейчас с ребятами поем, у нас своя еда имеется. Вы главное за чемоданчиком приглядывайте, чтобы он с полки не упал.
Старые супруги успокоили:
– Смотрим мы, смотрим. Иди к друзьям, не беспокойся.
Попутчик ушёл и теперь его не было очень долго. День прошёл, солнце закатилось за горизонт, начало смеркаться. За окном сначала промелькнули дома частного сектора, потом выросли кварталы многоэтажек. Поезд замедлил ход, приближаясь к вокзалу крупного города. Тут в купе вошёл радостный попутчик:
– Ну вот я и приехал. Спасибо вам, что приглядели за моим чемоданчиком.
Дед с бабкой шуткой ответили:
– Да не за что, милый человек. Работа не в тягость на верхнюю полку поглядывать.
Попутчик достал дипломат, положил его на стол, щёлкнул замками и поднял крышку. От увиденного дед с бабкой ахнули – чемоданчик доверху был набит пачками денег! Дед воскликнул:
– Эге-ге-ге! А мы и не знали, какое богатство-то караулим! Откель же столько?
Попутчик улыбнулся:
– Не подумайте чего плохого, заработано честно. А это вам за труды.
Попутчик взял из чемоданчика две пачки трёхрублёвых купюр, туго перетянутых банковскими лентами, и вручил их ошалевшим деду с бабкой. Выходя из купе, он обернулся на супругов:
– С прииска мы едем.
Лукаво подмигнул и поспешил к тамбуру.
P.S.
Коллекционеры бумажных и полимерных денежных знаков (бонисты) говорят не пачка денег, а корешок. Банковская лента, которой перетягивают купюры по сто листов, называется бандеролью. Таким образом, банковская пачка денег – это обандероленный корешок.
1, 3 и 5 рублей образца 1961 года не были банкнотами, так как эмитировались (выпускались в наличный оборот) казначейством, а не Государственным банком СССР.