Найти тему
Татьяна Трофимова

«Сын человеческий». Что хотел сказать нам Магритт? Читаем «зашифрованные» картины

Оглавление

Рассматривая мировые шедевры, зрители часто задаются вопросом, что именно хотел сказать своим творением художник? Правильно ли я понимаю его замысел? Нет ли здесь скрытого смысла?

Чтобы ответить на эти вопросы, иногда достаточно знать лишь немного предыстории, и знакомые изображения откроются нам с новой, неизвестной, но очень интересной стороны.

«Сын Человеческий», Рене Магритт, 1964

Одна из поздних работ художника — изображение джентльмена с яблоком, парящим около лица, знакомая нам по фильму «Афера Томаса Крауна» — стала не только «визитной карточкой» Магритта, но и самой обсуждаемой его работой.

«Сын Человеческий», Рене Магритт, 1964
«Сын Человеческий», Рене Магритт, 1964

Самые популярные толкования

Картина имеет не менее десяти толкований, среди которых ветхозаветная версия (Адам и яблоко), философская (обыватель настолько поглощен насущными, материальными нуждами, что не замечает окружающего его мира), христианская («Сыном Человеческим» называл себя Иисус). И это только общие «расшифровки», не считая отдельных деталей…

Магритт о своей картине

Сам Магритт описывал смысл картины, как некий конфликт между тем, что мы видим и что скрывается от нашего взгляда; между тем, что нам готовы показать и тем, как обстоят дела на самом деле. Толкование касается не только личности человека, но и окружающего нас мира в целом.

Рене Франсуа Гислен Магритт. Родился: 21 ноября 1898 г., Лессин, Бельгия; Умер: 15 августа 1967 г. (68 лет), Схарбек, Бельгия; Цитата: «Пустота является единственной тайной, оставленной для человека».
Рене Франсуа Гислен Магритт. Родился: 21 ноября 1898 г., Лессин, Бельгия; Умер: 15 августа 1967 г. (68 лет), Схарбек, Бельгия; Цитата: «Пустота является единственной тайной, оставленной для человека».

Еще один факт, который художник, впрочем, отрицает, как повлиявший на его творчество — это воспоминание Магритта о матери. Она утонула, когда Рене было всего четырнадцать. Её нашли, но лица ее он так и не увидел, оно было скрыто опутавшими его тканями одежды.

С тех пор каждая работа художника, на которой изображен человек «без лица» (а таких немало), женщина и вода, возвращают ценителей его работ к этой теме. «Конец неизбежен, а приход его непредсказуем», все мы слепы в этом мире.

Рене Магритт: картины «Великая война» (слева) и «Сын Человеческий» (справа)
Рене Магритт: картины «Великая война» (слева) и «Сын Человеческий» (справа)
Или вот такой вариант: картина «Влюбленные», 1928 (слева), которую можно легко охарактеризовать двумя словами — «любовь слепа». Но признайтесь, вам ведь тоже не до конца верится, что трагедия с матерью никак не отразилась на творчестве художника?
Или вот такой вариант: картина «Влюбленные», 1928 (слева), которую можно легко охарактеризовать двумя словами — «любовь слепа». Но признайтесь, вам ведь тоже не до конца верится, что трагедия с матерью никак не отразилась на творчестве художника?

Что касается меня, то мне нравится одна из самых популярных версий, поясняющих изображение: картина задумывалась, как автопортрет художника, но является общим символом современного человека, утратившего свою индивидуальность, но не избавившегося от соблазнов…

А вы что думаете?

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Это новая тема для моего канала. Пожалуйста, дайте знать в комментариях, насколько она вам интересна и стоит ли продолжать писать подобные публикации.

-5