После знакомства со «Второй жизнью Уве» и «Здесь была Брит-Мари», романами шведа Бакмана, мне предстоял трудный выбор, ибо на русский язык уже переведено достаточное количество его книг. Но почему-то в руках оказался тот самый «Медвежий угол». Роман продолжил линию творчества, начатую историей про Брит-Мари, с той лишь разницей, что в нынешнем тексте предметом увлечения маленького провинциального городка Бьорнстад оказался хоккей. В нем, как известно, шведы весьма сильны. В чем не однажды убеждалась сборная нашей страны, встречаясь со скандинавами на льду.
Прибавьте к этому излюбленную Бакманом тему житья-бытья в глуховатой провинции, и тогда вы поймете, почему на старте чтения «Медвежьего угла» энтузиазма было не так уж и много. Тем более, что ключевое событие фабулы – матч за выход в финал национального юношеского турнира, приходится ровно на середину текста. Да, собственно, и не в хоккее здесь дело. А в людях, которые с разных сторон прилепились к данному виду спорта – жесткому, динамичному, командному.
Феномен спорта как форму социального сосуществования индивидуумов нынче мало кто делает предметом своих фантазий и творческих устремлений. Фредрик Бакман – исключение. Писатель точно подмечает то, что превращает спорт не просто в затею или досуг, а в некоторый способ самореализации. При этом психология никуда не исчезает, а остается в строю, как некая пружина тех отношений, которые складываются как в спортивном пространстве (в данном случае – в хоккейной коробке, на льду), так и за его пределами. Автору одинаково хорошо удаются описания состояний персонажей – от мала до велика. Но здесь впору вспомнить мировые традиции великих книг о подростках. И первое и очевидное, что приходит на ум – канонический текст Джерома Сэллинджера о Холдене Коуфилде.
Подобных персонажей у Бакмана в «Медвежьем углу» - целая хоккейная команда с родителями, тренерами, жителями городка и девушками впридачу. И как бы автор не маскировал свои намерения историей про хоккей, книга получилась печальная и жесткая – о взрослении подростка. И, быть может, в этом и есть принципиальное отличие этого романа от иных, известных нам сочинений Бакмана. Сам писатель на это недвусмысленно указывает в одном из своих авторских отступлений: «Спорт увлекает еще и потому, что напоминает нам, какие мы маленькие, и делает нас больше». Если бы все было так идеально! Но нет нам социального и психологического покоя при чтении данного текста.
Будущим читателям стоит подготовится к тому, что версия отношений мира подростков и мира взрослых окажется в этом романе более жесткой, хотя и без кровавых жертв и криминальных проявлений. Но «жести», как нынче изъясняется молодежь, хватит на многие книги вперед. И во всем окажет виноват…хоккей. Хотя понятно, что спортивный антураж и все коллизии, которые возникают на этом сюжетном ледяном поле есть некоторая условность, которая позволяет автору зайти в противоречивый мир юношей и девушек с непривычной стороны.
Интересно и то, что многофигурная композиция романа создает ощущение разнообразия людских типов и той жизни, которой живут обитатели Бьорнстада. Этот городок как знак судьбы. И не однажды принадлежность к нему станет в тексте своеобразным символом верности героев самим себе. Соблазнов изменить жизненный путь и вырваться на оперативный простор цивилизации и вероятного прогресса в карьере не так уж и много. И кого-то из героев «Медвежьего угла» они заставят изменить и хоккейному, и местному братству. Наверное, этим и сильны скандинавские страны и их граждане. Их ведь не так много в каждом царстве-государстве. На родине Бакмана – чуть больше 10 миллионов. Но по прочтении его нового романа понимаешь, что цифры и количество не всегда определяют силу духа того или иного народа, его традиции и суть отношения между людьми в них.
Роман Бакмана устроен таким образом, что вас постоянно будет настигать по мере чтения авторский комментарий и взгляд на излагаемые события, которые он сам же и выдумал. О чем предуведомил в качестве эпиграфа. Но странным образом писатель так изобразил каждого из своих персонажей, что они не только кажутся живыми и интригующими собственной непохожестью одного на другого, но еще и создают иллюзию будто бы Фредрик Бакман как раз родом из этого самого Бьорнстада. И он хорошо знает и тех, кому остается только смотреть хоккей, и тех, кто в него азартно играет, оставаясь в жизни за хоккейным бортиком самим собою со всеми своими комплексами, фобиями и мечтами. Роман еще и об этом, как преодолеть свой страх и совершить то, что от тебя никто не ждет. И подобных персонажей (особенно, среди молодых героев) в тексте Бакмана довольно много. Посеешь характер – пожнешь судьбу. Эта присказка невольно приходит на ум, когда роман дочитан до конца.
Мне же только и остается, что открыть еще одну тайну его притягательности, буквальный перевод названия того места, где происходит его действие означает «город медведей». Не правда ли, как символично, и как близко нам. По сути и по смыслу. А потому берите поскорее в руки роман «Медвежий угол» Фредрика Бакмана, и уноситесь мыслью и чувствами вместе с его героями туда, где честность и дружба важнее чем ложь и слава. Таковы они – герои из Бьорнстада!
Сергей Ильченко