Компетентность - это совокупность доказуемых характеристик и навыков, которые позволяют и повышают эффективность или результативность работы. Термин "компетентность" впервые появился в статье Р. Уайта в 1959 году как понятие мотивации деятельности. В 1970 году Крейг К. Лундберг определил эту концепцию в "планировании программы развития исполнительной власти". Термин приобрел популярность, когда в 1973 году Дэвид Макклелланд написал основополагающую работу под названием "тестирование на компетентность, а не на интеллект". С тех пор он был популяризирован Ричардом Бояцисом и многими другими, такими как Т. Ф. Гилберт (1978), который использовал эту концепцию применительно к повышению производительности. Его использование широко варьируется, что приводит к значительному непониманию.
Некоторые ученые рассматривают "компетентность" как совокупность практических и теоретических знаний, когнитивных навыков, поведения и ценностей, используемых для повышения эффективности работы; или как состояние или качество адекватной или хорошей квалификации, обладающей способностью выполнять определенную роль. Например, управленческая компетентность может включать системное мышление и эмоциональный интеллект, а также навыки влияния и ведения переговоров.
Исследования компетентности показывают, что компетентность охватывает очень сложное и обширное понятие, и разные ученые имеют разные определения компетентности. В 1982 году Земек провел исследование по определению компетентности. Он опросил нескольких специалистов в области обучения, чтобы тщательно оценить, что составляет компетентность. После допросов он заключил: "Нет четкого и уникального соглашения о том, что делает компетентность."
Вот несколько определений компетентности различных исследователей:
Hayes (1979): компетенции обычно включают знания, мотивацию, социальные характеристики и роли, или навыки одного человека в соответствии с требованиями организаций их клерков.
Бояцис (1982): компетентность заключается в способности индивида, которая накладывает на поведение человека необходимые параметры, поскольку результаты этой адаптации заставляют организацию нанимать его.
Альбанезе (1989): компетенции-это индивидуальные характеристики, которые используются для воздействия на управление организацией.
Вудрафф (1991): компетентность-это сочетание двух тем: личной компетентности и заслуг на работе. Личная заслуга - это понятие, которое относится к измерениям искусственного поведения с целью показать, что компетентность выполнения и заслуги на работе зависят от компетентности человека в его области.
Мэнсфилд (Mansfield, 1997): личные характеристики, которые влияют на лучшую производительность, называются компетентностью.
Стандарт (2001) ICB (IPMA Competence Baseline): компетентность-это группа знаний, личностных установок, навыков и связанного с ними опыта, необходимых для успеха человека.
Рэнкин (Rankin, 2002): совокупность моделей поведения и навыков, которые люди должны демонстрировать в своей организации.
ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) (2002): компетентность определяется как знания, навыки и технические характеристики, которые могут заставить одного человека действовать лучше, не принимая во внимание его особую квалификацию в этой работе.
Организация промышленного развития Соединенных Штатов (2002): компетенции-это совокупность личных навыков, связанных со знаниями и личностными характеристиками, которые могут создавать компетентность у людей, не имеющих практики и связанных с ней специализированных знаний.
CRNBC (College Of Registered Nurses Of British Columbia) (2009): компетенции-это совокупность знаний, навыков, поведения и способности судить, которые могут вызвать компетентность у людей, не имеющих достаточной практики и специальных знаний.
Hay group (2012): измеримые характеристики человека, связанные с эффективными действиями на работе, организацией и особой культурой.
Модель компетентности Арзеша (2018): компетентность-это совокупность знаний, умений, навыков, опыта и поведения, которые приводят к эффективному выполнению деятельности индивида. Компетентность измерима и может быть развита посредством обучения. Он также разбивается на более мелкие критерии.
Компетентность также используется как более общее описание потребностей людей в организациях и сообществах.
Если кто-то способен выполнять необходимые задачи на целевом уровне мастерства, он "компетентен" в этой области.
Компетентность иногда рассматривается как проявление в действии в ситуации и контексте, которые могут измениться в следующий раз, когда человеку придется действовать. В чрезвычайных ситуациях компетентные люди могут реагировать на ситуацию, следуя поведению, которое они ранее считали успешным. Чтобы быть компетентным, человек должен уметь интерпретировать ситуацию в контексте и иметь репертуар возможных действий, которые он должен предпринять, и обучен возможным действиям в репертуаре, если это уместно. Независимо от подготовки, компетентность будет расти через опыт и степень способности человека учиться и адаптироваться. Однако исследования показали, что оценить компетенции и развитие компетенций непросто.