Действительно, все рельсы на ж/д перегонах, без исключения, постоянно находятся под напряжением. Источником питания локомотивов являются высоковольтные воздушные линии электропередач. Однако источником питания также может выступать контактный рельс (так называемое метро).
В свою очередь постоянное напряжение в рельсах необходимо для того, чтобы машинист подвижного состава видел, занят или свободен участок ж/д пути, по которому движется состав. Также это нужно, чтобы контролировать состояние рельсовых линий на предмет их целостности.
Если бы по всей протяженности путей не было тока, наверняка в нашей стране, да и в других странах тоже, этим бы обязательно воспользовались все желающие. Рельсы бы активно разбирали и сдавали на металлолом.
Однако наличие напряжения не позволяет этого делать. И даже если на каком-то участке начнутся демонтажные работы, в электрической цепи моментально меняется сопротивление – происходит прерывание электроцепи. Этот сигнал система автоматики передает на пульт диспетчеру, который сообщает о происшествии бригаде железнодорожников, а потом и полиции.
Помимо этого, рельсовые линии напрямую связаны со светофорами специальными сигналами, которые имеют защитное кодирование. Все участки (машинисты их называют блок-участками) между станциями отделены светофорами.
Поезда, оснащенные металлической колесной парой, замыкают цепь в момент проезда по определенному блок-участку. В результате на этом участке загорается красный сигнал светофора, тогда как на предыдущем отрезке загорается желтый свет, а на последующем – зеленый.
Благодаря этому машинист состава, который движется в этом же направлении, ориентируется на сигнал светофора и понимает, на каком отрезке пути в данный момент находится локомотив, едущий впереди.
Если обратиться к законам физики, то мы получим следующее: любой металлический предмет способен замкнуть электрическую цепь и рельсы – не исключение. Таким образом, положив на оба рельса металлический предмет, можно спровоцировать замыкание цепи.
В результате автоматическая система сработает аналогичным образом, если бы по этому участку двигался локомотив – она просигнализирует об этом загоранием красного света на светофоре. Впрочем, у диспетчера всегда есть актуальные данные о маршрутах поездов и ориентировочного времени прохождения ими того или иного участка.
Безусловно, разность потенциалов в электроцепи ж/д рельс незначительная. Поэтому напряжение в цепи очень низкое, чтобы люди или животные при случайном контакте не получили каких-либо травм.
А что вы думаете по этому поводу? Пишите свое мнение в комментариях.
Не забывайте ставить лайки, делиться материалом в соцсетях и подписываться на канал.