Когда речь заходит о советской анимации, зачастую можно услышать мнение, что она предназначается исключительно для детей. Однако это утверждение не совсем верное.
Конечно, если говорить о подавляющем большинстве мультипликационных работ, то их целевой аудиторией являются дети, поэтому ни о каких глубинных смыслах и двойном дне можно не думать. Но всё же на пространстве страны появлялись мультфильмы, которые были способны удивить «взрослостью» поднимаемых тем и оригинальным подходом к режиссуре и визуальной составляющей.
О таких работах сегодня и пойдёт речь.
Фантастика
Контракт
На отдалённую планету прибывает колонист, чтобы выполнить задание от одной крупной корпорации. В ходе боя с недружелюбной фауной его спасает робот, выполняющий на этой же планете задание конкурирующей фирмы. Вскоре человек и машина становятся товарищами, которым предстоит объединить свои силы против бездушных руководителей своих фирм, интересующихся лишь деньгами.
Мультфильм высмеивает вездесущих продавцов и опасную привычку не вчитываться в условия контракта. Снят режиссёром Владимиром Тарасовым по мотивам фантастического рассказа Роберта Силверберга «Company Store».
Перевал
На необитаемую планету совершил аварийную посадку научно-исследовательский корабль. На нём произошла утечка радиации, так что экипаж в срочном порядке покидает его и отходит на безопасную дистанцию.
Из-за срочности команда не успевает взять необходимое количество провианта и оружия, поэтому люди выживают как первобытные дикари: защищаются от местной фауны луками и ножами, занимаются собирательством и животноводством.
После вынужденного приземления проходит 16 лет. Три экспедиции, посланные за это время к кораблю, оказались провальными. Надежда на спасение постепенно угасает. Однако новое поколение, которое росло в суровых условиях, в десятки раз лучше приспособлено к жизни на планете. Поэтому на общем совете трёх ребят под руководством учёного посылают в новую, на этот раз самую важную и ответственную экспедицию...
Мрачная история в сочетании с необычным визуальным стилем и роковыми композициями очень объёмно передаёт ощущение безысходности и обречённости попавших в ловушку людей.
Мультфильм является экранизацией первой части повести Кира Булычёва «Посёлок».
Здесь могут водиться тигры
На 7-ую планету 84-й звездной системы высаживаются «охотники за планетами» — люди, которые бороздят космические просторы с целью поиска и добычи полезных ископаемых. Их ракеты уже давно летают со скоростью «Бога», а небольшое ядрышко антиматерии может с лёгкостью выпотрошить нутро планеты.
Команда из четырёх человек и собаки высаживается на планету. Она оказывается не только благоприятной для жизни, но и разумной: позволяет людям летать, превращает для них воду в молоко и вино, даёт пропитание. Но самый подозрительный член команды — Чаттертон, не верит в доброжелательность намерений куска ископаемых, поэтому выдвигается на выполнение цели экспедиции.
Загвоздка в том, что планета разумна и способна защитить себя. К тому же остальные «охотники» не горят желанием уничтожить райский уголок вселенной.
Мультфильм снят по одноимённому рассказу Рэя Брэдбери, который поднимает в нём вопросы экологии и отношения людей к своей родной планете.
Будет ласковый дождь
Город Глендейл, штат Калифорния. 31 декабря 2026 года. Семь часов утра. Большой укрепленный дом, смахивающий на бункер. Робот-слуга будит на завтрак семью: родителям на работу, детям в школу, а у бабушки утренняя молитва. Однако никто никуда не идёт: все накануне оказались убиты ядерным взрывом. Остался только пепел, который разлетелся по всему дому-бункеру.
При этом робот продолжает свою работу: готовит праздничный новогодний ужин, поздравляет всю семью с наступившим 2027 годом, а затем в одиночестве слушает гимн США.
Птица, случайно залетевшая в окно, буквально сводит с ума умную машину, вследствие чего она начинает крушить дом и мимолётом пробивает распятие Христа, что даёт понять зрителю — спасения не будет.
Вся картина пропитана символизмом, который буквально кричит зрителю об ужасе ядерного апокалипсиса и войны в целом.
Мультфильм был снят режиссёром Назимом Туляходжаевым на студии «Узбекфильм» по мотивам одноимённого рассказа Рэя Брэдбери.
И ни птица, ни ива слезы не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род.
И весна… и весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет.
Сара Тисдэйл
Полигон
Гениальный инженер изобретает танк, способный читать и анализировать мысли человека. Для испытания оружия нового поколения изобретателя вместе с командой инспекторов отправляют на отдалённый остров. Но инспекцию возглавляет генерал, под началом которого погиб сын инженера, а механизм танка готов уничтожить любого поддавшегося эмоциям.
Взрослые темы для размышлений, одна хорошая шутка и танк — что ещё нужно для счастья?
Урок
Научно-фантастический мультфильм о команде космодесанта, прибывшей на неизученную планету. Люди легкомысленно начинают уничтожать всю флору и фауну, но планета жестоко карает за любое убийство: охотник сам перерождается в жертву. И это правило работает для всех живых существ планеты.
Над мультфильмов работала студия «Арменфильм», известная по таким картинам, как: «Ишь ты, Масленица!», «Кто расскажет небылицу?», «В синем море, в белой пене...» и так далее. Поэтому неудивительно, что «Урок» демонстрирует наготу с недвусмысленными намёками и изобилует сюрреалистическими сценами.
Вампиры Геоны/Хозяева Геоны
Двухсерийный научно-фантастический мультфильм об инспекторе Янине, которого Космоэкологическая комиссия посылает на планету Геона с целью узнать причину нападения тамошних обитателей на исследовательскую экспедицию.
В плане качества «Вампиры Геоны» довольно спорны. Карикатурные американцы с соответственным акцентом, посредственный дизайн оружия и техники. Также вопросы вызывает странная режиссура и хронометраж — его явно не хватает на раскрытие основной идеи мультфильма.
У «Вампиров Геоны» есть сиквел — «АМБА», снятый, правда, уже в России. При желании советую ознакомиться.
Конец первой части.