Философ и писатель Алейн де Боттон, выступая на конференции TED, рассказал о новом типе атеизма, который должен позаимствовать многие полезные элементы из религии вместо того, чтобы полностью отрицать религию. Он назвал это атеизмом 2.0. Мне показалось это интересным, поэтому я решил опубликовать главные тезисы его выступления.
Что такое атеизм 2.0
Исходным фактом атеизма 2.0 является то, что никаких богов не существует. Не существует ангелов, демонов, духов и прочих сверхъестественных сущностей.
Но атеизм 2.0 предполагает симпатию к рождественским песням, храмовой культуре, религиозному искусству, этическая сторона религии. Атеисты 2.0 - это атеисты, которые уважают ритуал, религиозную мораль и общественную сторону религии.
Атеисты 2.0 не должны делать выбор между абсолютным отрицанием или абсолютной поддержкой религиозной сферы. Более того, атеисты 2.0 могут брать из религии лучшее, что в них есть.
Образование
Алан утверждает, что в 19 веке в Европе начался резкий религиозный спад. Люди, руководствовавшиеся ранее религиозными текстами, остались без морального ориентира. Выход нашли в литературе: труды Шекспира, Платона, и прочих писателей.
Сегодня светские учреждения перестали учить, как нужно жить правильно. Считается, что это не нужно людям. На самом же деле это один из важнейших вопросов человека, ответ на который должны давать не только религии, но и образование.
В высших учебных заведениях отсутствует поддержка и наставление. Учителя должны менять жизнь учеников, а не просто наполнять их информацией.
Второй аспект ущербности светского образования - отсутствие повторения. В религиях постоянно происходит повтор основополагающих и значимых истин, в образовании на это отведено всего несколько лекций, будто студенты или ученики запомнят весь материал за один раз и будут жить с этим многие-многие годы.
Ритуальные переживания
Светская жизнь, в отличие от религиозной, почти не предполагает каких-либо ритуальных переживаний о чем-нибудь важном. Без ритуала исчезает сакральность проживаемых моментов. Без ритуала жизнь становится бессмысленной. Поэтому ритуальная жизнь должна быть частью повседневности, как это происходит в религии.
Умение говорить
Ораторское искусство - большая заслуга религиозной культуры. Проповедники умеют доносить свою мысль доходчиво и убедительно. В светской жизни умение говорить почти не пригождается, потому что не всегда приходиться кого-то убеждать принять какую-либо мировоззренческую идею.
Проповедники умеют своими речами управлять народом. Умеют влиять с помощью слова на их жизни. Тем же просветителям науки стоит поучиться у религиозных проповедников искусству доносить мысли.
Искусство
Искусство очень ценится светскими людьми, однако религии более искусно используют искусство в своих целях, в отличие от неверующих. Искусство ради искусства - это нелепость. Искусство должно быть ориентированным на какие-то важные проблемы бытия.
Люди, приходя в музей, часто не понимают, к чему все эти экспонаты? Современное искусство настолько оторвалось от жизни, что стало тупо перерабатывать имеющиеся формы без каких-либо смыслов.
Религии более прагматично подходят к искусству, у них искусство выполняет две важные функции. Первое: напоминает об объекте любви. Второе: напоминает об объекте ненависти. В этом смысле искусство является проповедью, пропагандой правильной с точки зрения религии идей. Искусство должно наставлять, а не просто показывать.
Институционализм
Большинство известных религия являются институциональными. Они представляют собой крупные организации, которые способны доносить идеи более эффективно, чем это делают одиночки философы и поэты.
Изменения возможны только с помощью коллектива. Одиночка изменить мир не может.
Вывод
Смысл не в том, чтобы стать новой религией. Но в том, чтобы создать некое сообщество, внешне похожее на религиозную организацию. Религиям много тысяч лет, и нельзя игнорировать их опыт влияния на общество.